Учебная тревога. Как помочь российским школьникам – мировым лидерам стресса

Учебная тревога. Как помочь российским школьникам – мировым лидерам стресса

Начало учебного года всегда сопровождается стрессом. Этот неприятный спутник возникает в ответ на повышенную нагрузку, смену режима и переживания перед новыми вызовами. Способности и знания современных детей и подростков сегодня во многом опережают их эмоциональный контроль и способность организовать себя и добиться желаемого. Как помочь школьникам и студентам безболезненно пережить этот «переходный» период и спокойно влиться в учебный процесс.

Высокий темп жизни, перегруженное информационное поле, зачастую недетские физические, умственные и эмоциональные нагрузки не всегда позволяют ребенку продемонстрировать 100%-ный результат в учебе. Также не способствует высоким достижениям отсутствие должной поддержки со стороны взрослых, которые сами живут в стрессе. Неоправданные родительские ожидания, стресс, бесконечная череда репетиторов и дополнительных занятий заставляют многих школьников чувствовать себя уставшими и несчастными. Учебные перегрузки – одна из важнейших причин эмоционального неблагополучия детей и подростков, а разнообразные соревнования на скорость письма, чтения и решения задач, по мнению специалистов, и вовсе разрушительны для детской психики.

По данным глобального исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного аналитической компанией Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, российские школьники на сегодня – мировые лидеры по уровню стресса – его испытывают около 79% наших учеников .

На втором месте оказались ученики из Китая – 64%, на третьем – немецкие школьники с показателем в 61%. При этом в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением предметов эти риски выше, чем в обычных школах.

Уже при поступлении в первый класс 20% школьников имеют пограничные нарушения психического здоровья. А к концу первого класса эта цифра достигает 70%, и едва восстановленная за дни летних каникул детская психика снова подвергается удару в сентябре.

Казалось бы, выходом мог бы стать уже привычный переход на удаленное обучение. Однако, как показал совместный опрос Американской образовательной организации Challenge Success и телеканала NBC, проведенный среди 10 тысяч учащихся в школах США, уровень стресса на «удаленке» у большинства юных респондентов только вырос.

У 84% детей на дистанционном обучении проявились симптомы нервного истощения, проблемы со сном и постоянные головные боли. Практическим специалистам все чаще приходится наблюдать и курировать школьников с такими «взрослыми» жалобами, как плохой сон, слезливое настроение и даже ожидание неудачи.

Как распознать стресс

Чрезмерное вмешательство родителей в психологические проблемы школьников зачастую лишь усугубляют ситуацию. Не зная, как помочь собственному ребенку, они могут «подлить масла в огонь», еще больше фиксируя его на негативных переживаниях и неудачах.

Частыми являются жалобы взрослых на то, что их дети не воспринимают и не следуют их советам, в результате между двумя поколениями возникает стена непонимания.

Понять, что дети и подростки испытывают стресс не всегда просто. Они стараются маскировать свои истинные эмоции, но их довольно точно «выдают» определенные признаки. Специалисты Американской психологической ассоциации (APA) сформулировали их для помощи родителям и педагогам:

- Враждебное отношение к родителям. Резкий отказ от дружбы, переход в открытую агрессию.

- Неожиданные изменения в поведении. Школьник вдруг становится плаксивым или слишком тревожным, не отпускает родителей или, напротив, специально пытается избегать их.

- Трансляция негативных установок. Ребенок постоянно говорит о том, что он глупый, у него ничего не получается, он ничего не может сделать сам.

- Плохое самочувствие на фоне физического здоровья. Постоянные жалобы на боль в животе или сильную головную боль, повышенную температуру, которые особенно усиливаются в начале учебного года или перед экзаменами.

Снимаем стресс

В последнее время специалисты все чаще заявляют о тревожной практике – детском «допинге» – для борьбы со стрессом школьники и студенты начинают самостоятельно принимать безрецептурные успокоительные лекарства и ноотропы, которые можно легко купить в аптеке. Самостоятельно принимать решение о приеме седативных препаратов ребенку нельзя.

Состояние детей может быть схожим только на первый взгляд – усталость, раздражительность, угнетение, потеря внимания, но биологические и психологические механизмы, провоцирующие появление этой симптоматики, бывают совершенно разными. Дети и подростки также игнорируют тот факт, что одно и то же лекарство может принести успокоение и нормализовать сон у одного пациента и, напротив, вызвать возбуждение и усилить тревогу и эмоциональное напряжение у другого. Седативные препараты должны назначаться только специалистом, с учетом клинической картины. Очень важна и дозировка – когда и в каком количестве принимать препарат. Для этого посетите со своим ребенком врача, который проведет все необходимые обследования и поможет установить диагноз.

Но главное – взрослым необходимо понимать, что и от их поддержки и эмоционального состояния во многом зависит успех ребенка не только в учебе, но и в отношениях со сверстниками.

Если вы замечаете, что ребенок переутомлен, а учебные нагрузки превышают допустимые для его возраста пределы, если он недостаточно отдыхает и не успевает восстанавливать силы, позаботьтесь о его режиме.

Не стоит лишний раз давить на школьника в своем желании добиться от него высоких результатов и отличной успеваемости. Иногда открытый разговор и выходные, проведенные в теплой компании, могут дать ребенку намного больше, чем учебники и новые знания.

Источник новости: ФК Буарон