Прогестагены — это синтетические гормональные препараты, имитирующие естественный женский половой гормон прогестерон. Они чаще всего используются в гормональной контрацепции и гормонотерапии в период менопаузы или в комбинации с эстрогенами, другой группой половых гормонов, но также могут использоваться для лечения таких состояний, как эндометриоз и синдром поликистозных яичников.
Недавно опубликованное исследование французских ученых впервые обнаруживает связь между длительным применением определенных прогестагенов с повышенным риском развития внутричерепной менингиомы — опухоли головного мозга, на долю которой приходится 40% первичных опухолей центральной нервной системы. Будучи доброкачественной, опухоль, растущая из оболочек, окружающих головной и спинной мозг, способна их поражать, что требует в дальнейшем хирургического вмешательства.
Ученые из Франции изучили данные 108 366 женщин, 18 061 из которых перенесли операцию на головном мозге по удалению внутричерепной менингиомы в период с 2009 по 2018 год. Данные были взяты из национальной системы данных здравоохранения. Ученые изучили связь между отдельными прогестагенами и частотой возникновения менингиомы.
Хотя некоторые из изученных прогестагенов используются во Франции (промегестон) или только в нескольких странах (медрогестон), другие (прогестерон, левоноргестрел, гидроксипрогестерон и медроксипрогестерон) широко используются во всем мире.
Ученые обнаружили, что длительное применение — в течение одного года или более — инъекции 150 мг медроксипрогестерона ацетата (Депо-Провера) было связано с повышением риска внутричерепной менингиомы, требующей хирургического вмешательства, в 5,6 раза. Длительное применение 5 мг перорального медрогестона (Кольпрона) было связано с повышением риска в 4,1 раза, а 0,125 мг / 0,5 мг перорального промегестона (Surgestone) повышало риск в 2,7 раза. По-видимому, такого риска, связанного с использованием этих прогестагенов менее года, не было. Не было отмечено заметного повышения риска при приеме прогестерона (Прометрий, Утрожестан, Эндометрин), дидрогестерона (Фемостон) или широко используемых внутриматочных средств, высвобождающих левоноргестрел (ВМС), независимо от дозы, которую они содержат.
Повышенный риск наблюдался у женщин, принимавших хлормадинона ацетат (Белара, Гинорелле, Лютеране, Простал), номегестрола ацетат (Лютенил, Наэмис, Зоэли) и ципротерона ацетат, что неудивительно, учитывая, что известно, что они повышают риск развития менингиомы. Невозможно сделать никаких выводов относительно диеногеста (Lafamme, Natazia, Qlaira) или гидроксипрогестерона (Delalutin, Proluton, Makena) из-за небольшого числа женщин, получающих эти препараты.
Это было обсервационное исследование, поэтому оно не может установить причину и следствие. Ученые признают, что в национальной базе данных не хватало информации обо всех клинических деталях и показаниях, по которым назначались прогестагены. Они также не смогли объяснить генетическую предрасположенность к менингиоме и воздействие высоких доз радиации, что является фактором риска развития этого заболевания.
Тем не менее, поскольку медроксипрогестерона ацетат, по оценкам, используется 74 миллионами женщин во всем мире в качестве средства контроля рождаемости, количество связанных с этим менингиом потенциально может быть высоким.
Публикация этих результатов должна стать своевременным напоминанием женщинам о необходимости периодически пересматривать свои потребности в контрацептивах, чтобы убедиться, что они по-прежнему используют лучший доступный для них препарат.
Они также могут побудить больше женщин перейти на использование внутриматочных спиралей, высвобождающих контрацептивы.
Источник: SCIMEX