Положительное влияние йоги и дыхательных упражнений на детей с СДВГ

Положительное влияние йоги и дыхательных упражнений на детей с СДВГ

Йога и дыхательные упражнения оказывают положительное влияние на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). После специальных занятий у детей улучшается внимание, снижается гиперактивность, они дольше не устают, дольше могут заниматься сложными видами деятельности.

К такому выводу пришли психологи Уральского федерального университета, изучавшие влияние физических упражнений на функции, связанные с произвольной регуляцией и контролем, у 16 детей с СДВГ в возрасте от шести до семи лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry.

«У детей с СДВГ, как правило, имеется недостаточность той части мозга, которая отвечает за регуляцию мозговой деятельности — ретикулярная формация. Это приводит к тому, что они часто испытывают состояния неадекватной гиперактивности, повышенного отвлечения и истощения, а их функции регуляции и контроля страдают вторично. Мы использовали специальное дыхательное упражнение, основанное на развитии брюшного диафрагмального ритмичного глубокого дыхания. Такое дыхание лучше обеспечивает кислородом мозг и помогает ретикулярной формации лучше регулировать состояние активности ребенка», — объяснил Сергей Киселев, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ, руководитель исследования.

Помимо дыхательных упражнений психологи использовали упражнения с полярными состояниями тела «напряжение-расслабление». Тренинги проходили три раза в неделю в течение двух-трех месяцев (в зависимости от программы).

«Упражнение дает немедленный эффект, который проявляется сразу же, и отсроченный эффект. Мы обнаружили, что физические упражнения оказывают положительное влияние на регуляторные и контрольные функции у детей с СДВГ и через год после окончания упражнений. Это происходит потому, что правильное дыхание ребенка автоматизируется, оно становится своеобразным помощником, позволяющим лучше снабжать мозг кислородом, что, в свою очередь, благотворно влияет на поведение и психику ребенка с СДВГ», — отметил Сергей Киселев.

Эта методика была разработана российским нейропсихологом Анной Семенович в рамках методики нейропсихологической коррекции. Психологи УрФУ проверили, насколько хорошо такой подход помогает детям с СДВГ. Это экспериментальное исследование показало, что упражнения дают хороший результат. Однако предстоит проделать еще большую работу, вовлекая в нее большее число детей с СДВГ. При этом необходимо будет учитывать такие факторы, как пол, возраст, тяжесть заболевания, сопутствующие проблемы у детей (речевые, регуляторные и др.).

Источник: Уральский Федеральный Университет