Фрирайд: скоростной спуск с гор вне подготовленных трасс
Фрирайд, скоростной спуск с гор вне подготовленных трасс, – модное экстремальное увлечение последних лет. Что это такое и насколько быстро можно его освоить?
Приходилось в детстве кататься на лыжах с горы, по свежевыпавшему снегу? Вас можно поздравить, ведь у вас, по сути, уже есть минимальные навыки одного из самых модных экстремальных увлечений последних лет — фрирайда. Можете озвучить это на ближайшей вечеринке — увидите, сколько глаз будет смотреть на вас с завистью и восхищением. Не забудьте упомянуть о бешеном адреналине, скорости, ветре в лицо, обжигающе холодном солнце и романтике диких трасс.
Качу, куда хочу
Вообще понятие «фрирайд» (от англ. free ride — свободная езда) довольно широкое. Этим термином обозначают и скоростной спуск с гор на лыжах по неподготовленным трассам, и сноубординг (опять же, по «целине»), и стиль катания на велосипеде по «полосе препятствий»... у каждого из этих видов спорта есть свои особенности и свои горячие поклонники, но сегодня мы поговорим о фрирайде на лыжах — именно с него чаще всего начинают новички.
Приобщиться к этому экстремальному увлечению можно на многих горнолыжных курортах, в России и за рубежом. Практически везде, где проложены горнолыжные трассы, находятся смельчаки, которым рано или поздно становится скучно по ним спускаться. Профессиональные фрирайдеры называют ровные и безопасные трассы «коммерческой жвачкой», созданной для того, чтобы каждый мог потешить свое самолюбие. Для фрирайдера на таком пути нет ничего интересного и романтичного. Они прокладывают свои пути самостоятельно.
Еще лет десять назад эти первооткрыватели диких склонов считались сумасшедшими самоубийцами, грубо нарушающими всякую технику безопасности. Однако с тех пор многое изменилось. Например, были разработаны специальные лыжи для фрирайда (жестче, длиннее и шире обычных), которые позволяют совершать головокружительные маневры и устойчивы к неровностям трассы. Эти лыжи не сгибаются на высоких скоростях, не ломаются, встретившись с неожиданным препятствием, одинаково легко скользят как по свежевыпавшему снегу (на жаргоне фрирайдеров — «пухляку»), так и по насту, ледяной броне с шишками порой не меньше кулака. В процессе можно выполнять разнообразные трюки — впрочем, можно и не выполнять. Трюки не самоцель фрирайда, здесь все-таки главное — сам скоростной спуск с гор.
Естественно, имеются и школы фрирайда, где при желании (и наличии определенной суммы денег, потому что это недешевое удовольствие) можно освоить этот удивительный вид спорта.
Пусть меня научат!
Самостоятельно заниматься фрирайдом, как и любым другим экстремальным спортом, строго не рекомендуется. Вы можете, естественно, забраться на ближайший склон и скатиться оттуда — и при определенной доле везения даже не переломать руки и ноги. Однако это будет не только опасно, но еще и неэффективно. Лучше воспользоваться помощью так называемого фрирайд-гида: это опытный спортсмен, которому хорошо известны особенности всех окрестных склонов. Он будет сопровождать вас, подберет наиболее подходящие спуски, исходя из вашей физподготовки и опыта, проложит интересный маршрут и даст бесчисленное множество полезных советов. Например, научит вас самостоятельно определять качество склона, выбирать наиболее безопасный путь, оценивать лавинную обстановку. А радиосвязью и лавинным оборудованием вы пользоваться умеете? Отличите лавинный щуп от лопаты? Вот то-то и оно. Ну и, кроме всего прочего, он умеет действовать в непредвиденных ситуациях: начиная от поиска улетевшей лыжи в ближайшем сугробе и заканчивая наложением временной шины. А некоторые дальние и длительные маршруты требуют участия двух гидов, даже если новичок-фрирайдер всего один.
Есть и групповые занятия. В группы обычно набирают не больше четырех человек. На это есть ряд причин: фрирайд — это всегда скоростной спуск с гор (на низких скоростях порой невозможно выполнять необходимые маневры), непредсказуемость трассы и природных условий. Так что толпа людей на лыжах будет только мешать друг другу и создавать аварийные ситуации. К тому же, в группы обычно набирают людей, близких по уровню мастерства и физической подготовки, чтобы не загонять до полусмерти одних и не разочаровать других. Как правило, целью занятий в школах фрирайда является совершенствование уже имеющихся навыков. Стоит ли говорить, что в любом случае, прежде чем стремиться на дикий склон, необходимо научиться уверенно стоять на лыжах на готовой трассе?
На занятиях вы познакомитесь с профессиональным оборудованием, узнаете, как избежать опасностей, которые неизменно бывают в горах — тех же лавин, например. Усовершенствуете технику катания по различным поверхностям, рельефу, крутизне, при любых погодных условиях. Кроме всего прочего, занятия в группах хороши тем, что позволяют ощутимо сэкономить. Повторимся, что фрирайд — увлечение достаточно дорогое, начиная от профессионального снаряжения и продолжая, например, арендой вертолета. Да, есть такой подвид фрирайда — хели-ски: вам не приходится самостоятельно подниматься на вершину (бэккантри) или пиликать на подъемнике (облегченный фрирайд): вас забрасывают на самый верх с помощью вертолета, и свой спуск вы начинаете с прыжка в неизвестность. Это, конечно, высший пилотаж. В некоторых странах мира хели-ски и вовсе запрещен из-за повышенной опасности. Зато вряд ли что-то может сравниться с этим по зрелищности и выбросу адреналина.
Если хочется всего и сразу...
Насколько быстро можно освоить этот вид спорта? Профессионалы, как водится, утверждают, что процесс совершенствования бесконечен. Кстати, профессиональных фрирайдеров в России не так уж много: говорят, даже на крупных международных соревнованиях и слетах от нашей страны набирается не больше 70 представителей. Но это, конечно, люди, посвятившие фрирайду всю свою жизнь: они большую часть времени проводят в горах, могут кататься по любым трассам и при любых погодных условиях.
Знающие люди говорят, что хорошего фрирайдера из опытного лыжника можно сделать примерно за 120 дней непрерывных занятий. Естественно, такой курс обучения подойдет далеко не каждому. Но для того, чтобы увидеть определенный прогресс, порой достаточно даже одного дня, а уж недельный курс тренировок в любом случае изменит вас до неузнаваемости. Вам больше не будет портить настроение плохая погода или неподходящее качество трассы, вы начнете получать удовольствие от виртуозного преодоления любых препятствий. Ну и, конечно, вдохнете полной грудью воздух настоящей свободы!
|