Дружба на работе: основные правила общения

Что такое дружба?.. Коллеги и по-настоящему дружеские отношения — это миф или объективная реальность?.. Вопрос далеко не риторический. Если учесть, что большую часть своей жизни мы проводим на работе, то крайне важно уметь выстраивать если не дружеские, то, по крайней мере, здоровые приятельские отношения с коллегами по работе. Доказано, что от микроклимата в рабочем коллективе зависит здоровье каждого отдельно взятого работника. Как же расположить к себе коллег, особенно, если вы поменяли работу? Библейский царь Соломон, отличавшийся мудростью, говорил так: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным».

Улыбайся

Распространенная в народе поговорка «Улыбайся — и люди к тебе потянутся!» не лишена здравого смысла. Посудите сами: улыбка не стоит вам ничего, а пользы может принести на миллион. (Если не на миллион, то минимум на ваш оклад!) Улыбающийся человек сразу располагает к себе, даже если он провинился. И обезоруживает: грубить и браниться в ответ на улыбку очень трудно (а сообщить об увольнении — еще труднее).

Говори комплименты

Ключевое слово здесь именно «комплимент», а не грубая лесть по поводу и нет. Но если вам действительно что-то нравится у коллеги (будь-то новая прическа у секретарши, наушники у курьера или новая машина вашего шефа), — не стесняйтесь признаться в этом. Всем людям нравятся искренние комплименты. Даже если в ответ на ваше «Старик, классный у тебя галстучек», ваш коллега сухо ответит «Да ну, обычный», он это запомнит.

Дари подарки

Говоря о подарках, мы не имеем в виду что-то масштабное и очень дорогое (это уже похоже на взятку). Но есть масса приятных мелочей, которые вы можете презентовать коллегам «просто так», без повода, и не обанкротиться при этом. Что это может быть? Да мало ли что! Обаятельный главный герой сериала «Дэкстер», например, регулярно угощал своих коллег пончиками по утрам. Вы можете последовать его примеру. А еще можно подарить ручку, когда она вдруг перестала писать у коллеги. Или зажигалку, если в «курилке» у кого-то отсырели спички...

Не жадничай

Какой в коллективе должна быть дружба? Коллеги ваши наверняка имеют на этот счет свое мнение. Но есть одно железное правило, одинаково работающее и в коллективе комбайнеров и в офисе среди «планктона»: никто не любит жмотов. Поэтому не экономьте на коллегах. Все скидываются на день рожденья водителя? Внесите свою лепту, даже если не планируете оставаться на фуршет. В офисе кончился кофе или печеньки? Угостите всех за свой счет — не обеднеете. А в следующем месяце уже кто-то другой угостит всех...

Не сплетничай

Принято думать, что только в женских коллективах распространено злословие «за спиной» и фраза «против кого дружите?» актуальна всегда. Увы, это не так. Некоторые мужчины тоже не прочь обсудить «строго между нами» коллегу или босса. Ни в коем случае не присоединяйтесь к их числу! До добра это не доведет и карьеры таким образом добиться трудно. Помните старую русскую пословицу: «Сколько веревочке не виться, все равно конец будет».

Будь вежливым

Психологи, проведя опросы, выяснили, что больше всего раздражает людей внутри коллектива. Если кто-то из коллег постоянно громко говорит по телефону в личных целях или слушает музыку, не пользуясь наушниками. Не наступайте на эти «грабли». Совершенно не сложно выйти из кабинета, чтобы поговорить с женой, правда? Да и в наушниках слушать музыку, работая за компьютером, тоже гораздо удобнее.

Находи компромисс

На третьем месте среди причин раздоров на работе стоят «климатические войны». Один включает кондиционер, потому что жарко, но другому обязательно скоро становится холодно. Кто-то открывает окно, потому что «дышать нечем», но кому-то сразу «ужасно сквозит». Как быть? Находить компромисс, иначе ничего не выйдет. Если вы «мерзляк по жизни», не выбирайте рабочее место рядом с кондиционером или окном. Если вы, напротив, «морж со стажем», купите мини-вентилятор и установите его на своем столе, чтобы освежал он исключительно вас!

Не отказывай в помощи

Эффективная работа в любом коллективе основана, прежде всего, на взаимовыручке. Старайтесь, по возможности, помогать своим коллегам. Особенно — в мелочах. «Типичная блондинка» опять не может справиться с компьютером? Предложите свою помощь, а не бросайте ей в лицо дежурное «я же не сисадмин тебе!» Даже если вы сможете своими силами устранить неполадку, попытка вам зачтется, не сомневайтесь!

Не сжигай мосты!

Наконец, дружба... коллеги — это понятие должно быть вне времени и пространства. Если вы увольняетесь, не стоит «хлопать дверью» и сжигать все мосты позади себя. Обменяйтесь личными координатами с оставшимися симпатичными вам коллегами и поддерживайте с ними отношения — вдруг пригодится? И наоборот: если кто-то из коллег, с которыми вы приятельствовали, уволился, не забывайте его. Продолжайте, по возможности, следить за его карьерой — возможно, он порекомендует в дальнейшем вас на более выгодную свободную вакансию.