Особенности пожилых людей во время шопинга
«Пойдем по магазинам», — говорит 40-летняя дочка 65-летней маме. И они тут же поворачивают — дочка в магазин модной одежды, мама — в аптеку. И не потому, что надо, а потому что ей там интереснее, чем мерить обновки, это особенности пожилых людей...
Все и сразу?
Если вам 40, а вашей маме 60, не нужно вести ее в огромный торговый комплекс, обещая, что там можно будет купить все и разом. Пожилые люди не любят крупные магазины. Подавляющее большинство посетителей этих гигантов — люди молодого и среднего возраста, идущие по магазину «протоптанными» дорожками: от товара к товару. Поэтому товар здесь часто перемещают с одних стеллажей на другие, чтобы в поисках нужных вещей, покупатель «прихватил» в тележку товар, который покупать не собирался. Пожилым людям такие «перестановки» не по душе. Для них важно постоянство.
В большом магазине оно невозможно еще и потому, что там постоянно меняется ассортимент, а товары, закончившиеся в зале, но имеющиеся на складе, развезут по полкам не раньше, чем к следующему утру (в маленьком же магазине, к удовольствию покупателей, товар могут, по старинке, извлечь из-под прилавка).
Кроме того, среди особенностей пожилых людей надо отметить, что они быстро устают «путешествовать» по таким гипермаркетам, а вид продавцов-консультантов, шныряющих по проходам на роликовых коньках, их и вовсе пугает и обескураживает. В гипермаркете, в отличие от небольшого магазинчика, сложно отыскать продавца, который сможет ответить на все интересующие вопросы.
А для пожилого человека — это известно всем — прежде чем что-то купить, важно подробно о товаре расспросить. Есть и психологическое преимущество у маленьких магазинчиков перед огромными — в последних человек не чувствует себя индивидуальностью, там не та атмосфера и не удовлетворяется потребность в общении, ведь не секрет, что пожилой человек, особенно одинокий, в магазин идет не просто за хлебом, а за тем, чтобы пообщаться, побыть среди людей, «на других посмотреть, себя показать»...
Красота или здоровье?
Если ваша мама отказывается пойти с вами в магазин модной одежды, предпочитая заглянуть в аптеку, не стоит бить тревогу. Дело может быть вовсе не в ухудшении ее самочувствия. Конечно, забота, в первую очередь, о здоровье, а потом уже о красоте — для женщины «третьего возраста» норма. Но нужно помнить и о том, что для пожилого человека аптека — это особый мир.
Заметьте, что больше половины посетителей любой аптеки — это пенсионеры. И не всегда они приходят в аптеку за лекарствами. Иногда они могут зайти, чтобы купить копеечный препарат или померить давление (есть такая услуга в некоторых аптеках), или просто зайдут посидеть на диванчике, передохнуть. При этом они часто знают, как зовут провизоров. А те знают «своих» бабушек по имени-отчеству, находятся в курсе их семейных дел. Таковы районные аптеки — они дают пожилым и нередко одиноким людям очень важное и полезное лекарство, составляющее особенность пожилых людей: общение.
На общение и понимание рассчитывает пожилой человек, заходя и в незнакомую аптеку. Потому что, спрашивая про лекарство, непременно расскажет, зачем оно нужно, расспросит, может ли помочь что-то еще и что может посоветовать ему фармацевт. И не нужно раздражаться, и торопить маму: «Пойдем, что ты людей мучаешь расспросами!» — ведь еще древние греки уверяли, что в лечении важны не только лекарства, но и умение выслушать и побеседовать с больным.
Привычное — лучшее
Предлагая пожилому человеку потратить день на шоппинг, лучше довериться его вкусам и предпочтениям. Скорее всего, в этом выборе не будет экспериментов и новинок. А наоборот, и магазины и товар будет выбран такой, о котором иначе, как «все те же, все там же» — не скажешь. И значит, — все в порядке. Потому что особенностью пожилых людей является стабильность и постоянство, это все равно, что для молодого — эксперименты и приключения.
|