Как стать первым, или что делает лидера лидером?
Все мы хотим, чтобы ребенок был в коллективе лидером, но не всегда сами понимаем — что делает лидера лидером? И нужно ли это именно вашему ребенку, справится ли он со столь сложной социальной ролью? Рождаются ли дети с зачатками лидера или эти качества можно развить в любом малыша, планомерно и целенаправленно с ним занимаясь? Стоит ли учить тихоню быть более пробивным, напористым и завоевывать лидерские позиции?..
Многие родители думают, что лидером рождаются, и если малыш тихоня — таковым уж ему и быть, но это неправильная позиция. Лидерами становятся, родиться с лидерскими качествами нельзя, это уже приобретенные навыки, заложенные родителями и сферой общения. Поэтому нет среди детей и взрослых изначального разделения на ведущих и ведомых, это мы сами в течение жизни выбираем для себя более удобную позицию — либо быть в лидерах, иногда рискуя многим, либо быть в числе ведомых и управляемых другим лидером.
Конечно, для своих детей мы всегда хотим более успешной роли в жизни, чем своя. Если ребенок удачливый и пробивной, его любят друзья, уважают сверстники, к его мнению прислушиваются — это здорово. Но все ли родители изначально, с детства учат этому ребенка? Многих больше беспокоит успеваемость, а не социальное взаимодействие ребенка с другими детьми. А ведь сплотить вокруг себя прочный костяк из друзей, организовать всех и расставить по местам — это очень полезные навыки, иногда более важные, чем красный диплом и пятерки.
Что делает лидера лидером?
Есть набор определенных навыков, которые необходимы ребенку с раннего детства, чтобы в дальнейшем стать полноценным лидером и руководителем. Но для этого необходимо развитие таких навыков как уверенность в себе, определенные таланты, ответственность за принятые шаги и решения, ораторский дар и адекватное восприятие критики и замечаний. Без этого набора качеств полноценным лидером будет стать сложно.
В лидерской роли есть свои несомненные плюсы — это перспективы карьеры, построения собственного дела или бизнеса, способность к политической карьере, управлению крупными сферами. Но с другой стороны, на лидере и на руководителей всегда лежит и большая ответственность — за жизнь и здоровье подчиненных, за принятие решений, за финансовые вопросы, за многое другое — это тяжким грузом ляжет на плечи. Нужно будет быстро размышлять и принимать решения, это нервное и хлопотное дело -руководить и лидировать. Если вы готовы к такой жизни для ребенка, тогда стоит заняться развитием лидерских качеств с самого раннего возраста.
Есть дети, у которых изначально в силу темперамента больше возможностей, а есть те, которым придется поработать над собой — но шанс на реализацию себя как лидера есть у всех. Прежде всего, понаблюдайте за ребенком в группе детей, попросив сделать совместное дело — нарисовать картинку, построить башню. Как ведет себя ваш ребенок — он руководит детьми или ему проще исполнять чужие указания?
Если он руководит, командует и дает всем задания — вам будет проще, лидерские задатки у вас уже есть, теперь нужно направить энергию ребенка в нужно направлении и отточить мастерство. Ведь постоянный командно-приказной тон может надоесть всем и друзья взбунтуются! А если малыш стеснителен и пассивен, выполняет только чужие указания, не проявляя инициативы — вам придется поработать, но вполне возможно сделать из него полноценного лидера, пусть не столь харизматичного, но уверенного в себе и четко все планирующего.
Система воспитания в школе и садике сегодня не настроена на воспитание личностей и лидеров, наоборот, государству нужны покладистые и исполнительные работники, которые закончат школу, отучатся в институте и до пенсии будут сидеть на работе, исполняя свои обязанности и не проявляя особых инициатив. Такими легче управлять. Но нам с вами не нужен такой ребенок, мы хотим получить яркую личность, способного руководителя, а может быть даже и политика, актера, публичного человека, способного повести за собой массы!
Что тренируем?
Хотите получить ребенка-лидера, так и ведите с ним общение как с лидером, как с равным, развивайте в нем уверенность в себе, помогите ему научиться адекватно и объективно оценивать себя. А для этого нельзя говорить ему «ты плохой», «ты хуже, чем соседский Вася». Отмечайте в ребенке как его несомненные достоинства, так и недостатки, но предлагайте ему активно с ними бороться. Научитесь хвалить ребенка объективно и по делу, а также поддерживать его в трудную минуту, в сложных ситуациях, когда нужно принимать сложные и ответственные решения, брать на себя ответственность за что-то или кого-то. Но в случае неудачи, не критикуйте ребенка и не стыдите, а сядьте и объективно разберите ситуацию и возможные другие пути решения, чтобы в будущем был более позитивный опыт. Обязательно поддерживайте в ребенке стремление к творчеству — рисованию, пению, музыке, актерству или любому другому увлечению, чтобы у него была изюминка, которой он мог бы выделиться и чему бы он мог учить других. Важно стимулировать его к участию в соревнованиях, смотрах, конкурсах и т.д.
Сложнее всего развивать в ребенке ответственность, порядочность и способность довести дело до конца. Эти качества очень пригодятся истинному лидеру. Начинается это с дома, где надо объяснить малышу — что его помощь по дому, и дела, доведенные до конца — это признак взрослости и личности. При этом важно научить ребенка и адекватно воспринимать критику, особенно если она конструктивна. Это позволяет сделать определенные выводы и исправить ошибки, иногда со стороны виднее, в чем ты не прав.
И еще, с ребенком нужно много говорить, чтобы его речь была грамотной, искренней и связной. Это, помимо прочего, и есть то, что делает лидера лидером.
|