Обед в детском саду
Отправляя малыша в садик, важно знать, что там он не только под присмотром, в тепле и безопасности, но и что съел на обед. В детском саду к таким вопросам относятся не менее серьезно, чем к воспитательному процессу.
Что у нас в меню?
Если сказать коротко — меню в детском саду правильное. И правил тут много: еда должна быть сбалансированной по содержанию белков, жиров и углеводов, содержать необходимое малышам и соответствующее возрасту количество калорий. А еще — свежей и диетической. Наконец, просто вкусной, иначе — как заставить ребенка есть?
К счастью, повару не приходится ежедневно ломать голову, составляя и выверяя непростое детское меню — об этом позаботилось государство и специалисты из Научно-исследовательского института питания РАМН, составившие его с учетом физиологических потребностей дошколят. Меню для детских дошкольных учреждений утверждено санэпиднадзором и департаментом здравоохранения.
В детском саду малыши питаются по схеме, составленной на 10-20 дней, с минимальным повторением блюд, но определенной тенденцией в его составляющих.
Дети проводят в садике утро, целый день и часть вечера. В общей сложности время это может доходить до 12 часов в сутки, а значит и приемов пищи, с учетом интервала в 3,5 — 4 часа, должно быть четыре: завтрак, обед, полдник и ужин.
На завтрак дети обязательно получают насыщенные углеводы в виде кашки, натуральные белки (сыр, молоко, яичница), необходимое растущему организму количество животных и растительных жиров. Кроме насыщения завтрак дает бодрости для активных игр до самого обеда.
Обед в детском саду обязательно включает супчик или щи — полноценное первое блюдо. Растущему организму необходима пища, которая легко усваивается, кроме того первые блюда полезны для пищеварительной системы.
Второе обеденное блюдо может состоять из индейки, печени, говядины, рыбы с гарниром, так же рекомендованным специалистами-разработчиками меню.
На полдник малыши получают чай(компот,кефир) и выпечку. На ужин — опять же «второе блюдо» и чай.
Воспитанникам младших групп — малышам до трех лет — для полноценного развития необходимо получать с пищей 1540 калорий в день. Более старшим детям — от трех до семи — 1970 калорий. Для всех возрастов завтрак и ужин должны составлять 25% рациона, обед — 35% полдник —15%. Состава пищи, также строго просчитан — на одну часть белкой и жиров приходится четыре части углеводов.
В рационе обязательно присутствуют овощи (200-250 граммов в день, в зависимости от возраста детей), а также масло, мясо, крупы. Два-три раза в неделю в меню появляются блюда из рыбы, творога, яиц. Селедка и сосиски тоже встречаются в списке блюд, но они могут быть включены в него не чаще одного раза в 10-12 дней. А вот полуфабрикаты, фляжное молоко и творог, любые специи, уксус, хрен, грибы, мясо водоплавающих птиц, острые соусы, майонез, копчености, консервированные овощ категорически запрещены к употреблению в детском саду.
Правила безопасности
В пищеблоке детского сада не бывает мелочей. Технологические правила учитывают каждую мелочь — от способа мытья варочных котлов (их моют водой не ниже 40 градусов с добавлением моющих средств, после ополаскивают и просушивают, предварительно перевернув) до способа хранения посуды (на специальных стеллажах, где полки начинаются на высоте не менее 50 см над полом).
Также утверждены строгие санитарные нормы по содержанию кухни, обработке продуктов и способам приготовления. Все, что используется на кухне — оборудование, инвентарь, посуда и тара, — изготовлено из материалов, соответствующим санитарным правилам, при работе на кухне строго следят затем, чтобы не было контакта между сырыми продуктами и готовыми блюдами. Посуда же моется специальными, безопасными для детей моющими средствами и обливается кипятком.
Готовится еда в кастрюлях и в промышленных духовых шкафах. То есть, если в меню указано «жареное» блюдо, то это лишь название, а не способ приготовления, на самом деле это «запеканка».
Вкусная эстетика
Большинство малышей знают, что сидеть за столом нужно прямо, не болтать, не ставить на стол локти. Знают, но не видят в этом ценности и не выполняют мамины указания. В садике, в компании ровесников, многое становится понятным — на элементарном чужом примере (или «антипримере»). Приобретение хороших манер за тефтельками — прекрасное дополнение к насыщению.
Вторая положительная сторона общественного питания касается по большей части «маленьких нехочух»: гладя, как сверстники с аппетитом лопают, они забывают о своих капризах и начинают бодро греметь ложками, безо всякого понукания уплетая свой обед. В детском саду ребенок усваивает и азы этикета, и просто учится есть.
|