Путешествие автостопом
Путешествие автостопом — это не только и не столько процесс перемещения из точки А в точку Б. Это образ жизни и мышления.
«Вольные путешественники» любят шутить, что родоначальником российского автостопа был ни кто иной, как Михайло Васильевич Ломоносов, добравшийся из Архангельска до Москвы на гужевом транспорте. Историки, кстати, сломали немало копий, споря — топал ли великий ученый за рыбным обозом на своих двоих, ехал ли на этом обозе и вообще имел ли место такой экстремальный вояж в его биографии. Но это, пожалуй, только им и интересно. Для нас же важнее мысль, что сами по себе путешествия с попутным транспортом появились гораздо раньше, чем первый автомобиль.
Путешествие автостопом ассоциируется у большинства людей с экстримом, приключениями, опасностью — считается, что подобного рода путешествиями увлекается в основном неформальная молодежь, у которых нет финансовой возможности перемещаться по-другому. Такое отношение к автостопу сформировалось годах в шестидесятых, чему немало поспособствовали, конечно же, хиппи — «дети цветов», пропагандировавшие мир и любовь, презиравшие товарно-денежные отношения и ставящие во главу угла взаимопонимание и общение. Хиппи, исколесив на попутках весь мир, и сформировали основные правила и традиции автостопа.
Свод этих правил и традиций, кстати, сейчас позволяет считать автостоп полноценным видом спорта, своеобразным ответвлением спортивного туризма. Во многих городах России существуют школы и клубы автостопа, проводятся встречи и соревнования (в Москве, это, например, «Школа автостопа»). Причем завсегдатай таких клубов — вовсе не обязательно длинноволосая личность без определенного рода деятельности. Среди автостопщиков можно встретить самых разных людей, мужчин и женщин разных профессий, разного уровня достатка. Для них автостоп — это не только и не столько увлечение или процесс перемещения из точки А в точку Б. Это образ жизни и мышления, школа общения с людьми (и выживания без людей), психологический тренинг, «охота к перемене мест» и возможность увидеть Россию или другую страну так, как невозможно ее рассмотреть в окно поезда — словом, одно большое приключение.
Постояв пару часов на пустынной трассе, легко сделать вывод, что путешествие автостопом — это спорт одиночек. Однако это далеко не так — в этом деле командный дух и взаимодействие с товарищами по увлечению ничуть не менее важны, чем, скажем, в футболе. Автостопщики делятся друг с другом опытом, секретами, приемами, описанием дорог, картами, интересными маршрутами и адресами квартир в разных городах, где можно остановиться переночевать — так называемых «вписок». Бывалые автостопщики говорят, что вписки есть абсолютно во всех городах России — надо только знать. Это еще раз подчеркивает распространенность автостопа как увлечения и образа жизни.
Автостоп богат и на вполне экстремальные приключения. Чего стоит, например, путешествие автостопом по малооживленной трассе, где машины проезжают раз в два часа, а останавливаются и того реже. На такие случаи вольный путешественник старается иметь при себе палатку, спальник, фонарик и газовую горелку — сон под открытым небом романтичен только в книгах, особенно если в дороге застал дождь. Это настоящее испытание на прочность и возможность получить бесценный опыт выживания — ради этого даже в джунгли или горы ехать не надо, можно почувствовать себя настоящим мужчиной прямо не сходя с обочины.
На вопрос, не опасно ли такое путешествие, автостопщики чаще всего философски отвечают, что жизнь вообще непростая штука. Никогда не знаешь, где тебя может подстерегать опасность — поэтому стоит ли лишать себя возможности посмотреть мир и познакомиться с новыми людьми только из страха. Тем более, что у водителя причин бояться случайного человека на трассе едва ли не больше. Не стоит, конечно, забывать об элементарной осторожности — например, не рекомендуется стопить машины, в которых сидит несколько мужчин, а также садиться на заднее сиденье в машины с двумя дверцами — да и вообще стоит слушать свою интуицию, она — главный помощник в такого рода вопросах. Что до средств самозащиты, то путешественники в один голос говорят, что оружие или газовый баллончик способны сделать только хуже. Уверенности они не придадут, в экстремальной ситуации могут только навредить, зато гарантированно создадут ощущение нервозности, тревоги и подсознательного ожидания худшего. А тревога и страх, как известно, только притягивают проблемы. Поэтому правило начинающего автостопщика звучит так: «Не уверен — не берись». Лучше вообще не пускаться в путь, если ждешь от него не радости и позитивных эмоций, а неприятностей.
Для того чтобы стать настоящим автостопщиком, нужно не только собрать рюкзак и отважиться поднять большой палец, встав на обочине. Путешествие на попутных машинах — это не проезд зайцем в тамбуре электрички. Автостопщик должен быть интересным собеседником и хорошим психологом, уметь общаться и внимательно слушать — рассказать байку или новость, поспорить или просто помолчать с водителем, который бескорыстно согласился его подвезти. Бесценный опыт общения, приобретаемый в таких поездках, помогает лучше понять людей, их психологию, их цели и мотивации, лучше разобраться в самом себе — а это значит, еще на несколько шагов приблизиться к гармонии с миром.
Одно из главных правил таких путешественников — отпускать обратно в мир то добро, которое ты получил от незнакомых тебе людей. Помогли тебе — ты поможешь кому-то еще, необязательно тому же самому человеку. Однако цепочка не прервется. Если, скажем, у подобравшего тебя на трассе водителя останутся приятные воспоминания о встрече с тобой, это значит, что в следующий раз он притормозит перед каким-нибудь другим автостопщиком и подвезет его. Ведь плата за добро совершенно не обязательно должна выражаться в денежном эквиваленте.
|