Каждый человек по своему реагирует на жизненные ситуации, и далеко не все люди имеют чувство юмора и адекватно относятся к критике. Между тем, мы живем в социуме, поэтому надо быть готовым к тому, что вас будут критиковать и даже осуждать. Научившись правильно воспринимать критику в свой адрес, вы избавитесь от многих проблем, связанных, в том числе, с психическими расстройствами и нервными стрессами. Как это сделать, мы научим в этой статье.
Учимся справляться с гневной реакцией на критику
Критикуя собеседника, коллегу по работе или подчиненного, люди часто не понимают, что наносят тем самым ему непоправимый вред. Иногда критика превращается в гневные нападки, и первая реакция на такой выпад — гнев. Скорее всего, помочь выйти из конфликтной ситуации адекватная реакция не поможет, а вот отношения будут испорчены надолго. Отнеситесь к агрессивному поведению собеседника, как к защитной реакции обиженного чем-то человека. Поняв источник гнева, вы сможете вознестись над ситуацией и справиться с нахлынувшими эмоциями.
Успокойтесь и наблюдайте
В каждом человека до определенной поры скрываются защитные психологические реакции, выливающиеся наружу порой в самый неподходящий момент. Их придется научиться контролировать, даже если вы считаете, что критика в ваш адрес незаслуженная. Делая свою работу или высказываясь относительно той или иной ситуации, стоит понимать, что вполне возможны различия между вашими ожиданиями и мнением ваших оппонентов.
В этом случае можно говорить об угрозе собственной, а с возрастом у каждого человека уже успело утвердиться своя «Я!». Ощутив такую угрозу, человек проявляет ответную реакцию, хотя гораздо эффективней в этом случае успокоиться и расслабиться. Важно переждать первую бурную реакцию, что поможет посмотреть на ситуацию с другой стороны. Воспринимая критику спокойно, вы поймете, что, возможно, были сами в чем-то не правы. Ум, работающий под воздействием эмоций, не способен работать конструктивно. Чтобы успокоиться, можно посчитать в уме, сделать несколько дыхательных упражнений или записать свои мысли на бумаге.
Не защищайтесь, будьте благодарны
Тем, кто разбирается в психологии, известен такой термин, как «мексиканский душ». В нашем случае это подразумевает отсутствие негатива в ответ на критику и благородное отношение к критикам. То есть, вы не должны защищаться и доказывать свою правоту, а сбейте его «с программы» и ответьте добротой. Если на агрессию вы ответите добрыми словами, критик пересмотрит свое отношение к вам и. возможно, извинится за допущенные ошибки.
Используйте критику, чтобы измениться
Любое действие имеет свои позитивные и негативные моменты, поэтому постарайтесь не обижаться на критика, указывающего на ваши недостатки, а сделать определенные выводы из полученной информации. Не стоит доставать беруши и закрывать уши, и помните, что не бьют только мертвую собаку, как сказал великий Дейл Карнеги. Выслушайте критику внимательно и выделите для себя положительные моменты. Сделав определенные выводы, воспользовавшись советами критика, вы поймете свои слабые стороны и сможете улучшить впоследствии отношение к работе. Благодаря критике вы поймете, что можете исправить в жизни, а если это исправить уже не представляет возможным, то и вовсе нет повода для переживаний.
Помните, что и критик может ошибаться
Нет идеальных людей, не перестаем мы повторять и то, что у каждого человека разное отношение к одинаковым, казалось бы, вещам, поэтому не стоит относиться ко всему сказанному критикам, как к истине «первой инстанции». Не забывайте, что люди склонны ошибаться, и если вы считаете, что этот тот случай, не зацикливайтесь на этом, ведь вы понимаете, что правы. Также постарайтесь правильно интерпретировать сказанное, ведь не факт, если вам указали на ошибки в докладе, что вы плохой работник.
Поблагодарите человека за критику
Сказать человеку спасибо за полученную в ваш адрес критику, это еще один действенный психологический момент. При этом не забудьте попросить его уточнить, в чем конкретно он видит недостатки вашей работы. После такого уточнения к вам может прийти понимание того, что критике подвергаетесь не вы, как специалист, а некоторые спорные моменты. Это позволит поднять собственную самооценку, за что также можно поблагодарить оппонента.
Не считайте себя идеальным
Есть категория людей, которые считают себя в определенном смысле идеальными, поэтому им сложно принять то, что и у них есть, как оказывается, изъяны. Они считают, что все, что они в силе все сделать правильно, причем обязательно с первого раза. К сожалению, это не правильная жизненная политика, ведь даже решения на самом высоком уровне не принимаются в одиночку. Какими бы знаниями и практическим опытом вы не обладали, всегда помните о том, что в жизни всегда есть место для ошибки. Отвергая критику, мы не даем себе шансов расти и развиваться, что приведет в итоге к тому, что люди остаются в плену своих иллюзий и не стараются стать совершенней.
Всем не угодишь, или исключения из правил
Получив критические замечания, не спешите впадать в депрессию, ведь ваш критик, возможно, мыслит субъективно. Не зацикливайтесь на мнении одного человека, обращайтесь к первоисточникам получения информации и изучите мнение других людей. В этом поможет обращение к участникам специализированных форумов и мнение независимых экспертов по спорному вопросу, и не забывайте о статистике, из которой можно узнать массу полезной информации. Часто мы проходим мимо массы положительных отзывов, при этом испортить настроение окончательно может один единственный негативный отклик на результат вашего труда. Просто подумайте о том всем угодить невозможно, в принципе. Из каждого правила есть исключения, и если вашу работу по достоинству оценили сотни людей, не стоит обращать внимание на это самое исключение.