Воздержание во время Поста
Мы привыкли ассоциировать Пост с диетой и ограничивать себя в пище животного происхождения. А ведь суть Поста в воспитании воли, в умеренности и воздержании. Суть Воздержания во время Поста?
Мы привыкли ассоциировать Пост с диетой и ограничивать себя в пище животного происхождения. А ведь не в этом главная суть ограничений. Пост воспитывает волю, учит умеренности и воздержанию. Как говорят многие святые отцы, Богу нет смысла считать, кто и сколько съел/не съел котлет. Важно лишь то, что в какой-то момент (во время Поста) человек делает усилие и становится выше своих телесных потребностей и удовольствий. Сознательно отказывается от того, к чему пристрастился: гамбургеров, сигарет, мороженого, невоздержанности в сексуальных отношениях. То есть жертвует своими слабостями ради очищения души.
Душа обязана трудиться
Великий Пост восстанавливает естественную иерархию ценностей: духовная жизнь всегда должна преобладать над стремлениями и запросами тела. Добровольное лишение привычных удовольствий и помощь окружающим помогают нам переключиться на потребности души. Именно в этом и состоит цель Поста. Принимая решение не курить, не пить любимое пиво, человек становится выше своих повседневных потребностей, работает над собой. Конечно же, каждый из нас понимает свои слабости, осознает пагубные привычки, хочет от них избавиться, но часто они оказываются сильнее нас. И даже при желании стать лучше, как-то не находится причина, повод или толчок для поступка. Пост такую возможность предоставляет.
Все люди хорошие, говорил Иешуа в «Мастере и Маргарите» Понтию Пилату. Все хотят совершать добрые, благородные поступки, и каждый внутри понимает свои ошибки, грубости и грехи. Но редко в них признается даже себе. Однако у каждого человека должна быть возможность осознать свои «неправильности», проанализировать их. Пост — время подумать о вечности и о том, как мало в ней отведено человеку времени для реализации позитивных идей.
А при чем тут секс?!
Издревле христиане проводили пост не только в молитве и воздержании от мясной и молочной пищи, но и ограничивали себя в супружеских отношениях. Для чего? Как объясняют некоторые источники: приносили жертву Богу. Другие прагматично говорят: 40 дней воздержания во время Поста были гарантией того, что через 9 месяцев, в декабрьскую-январскую стужу, на свет не появятся дети, которых в древности было довольно трудно сохранить живыми до весеннего тепла. Хорошо, пусть так. Но сегодня-то воздержание от секса может нести исключительно духовную нагрузку. Ведь именно из-за него мы совершаем большинство глупостей, поддаваясь сиюминутному порыву.
Временный отказ от секса освобождает энергию либидо, которая, по учению Фрейда, направляется в творческое русло, сублимируется в созидание.
Можно подойти к этому вопросу и с практической точки зрения. Отказывая себе в сексуальном общении в дни Поста (а их, между прочим, в православной традиции вовсе не 40, а около 250 (!)), супруги успешно борются с обыденностью и риском привыкнуть друг к другу, превратить секс в механическое действие. Как сказал один знакомый батюшка, по долгу службы «вынужденный» строго придерживаться всех постных дней: «250 дней в году постные. Зато 115 остальных проходят как медовый месяц... Матушка довольна!» В их крепкой семье подрастают четыре замечательные дочки, и, даст Бог, у них появятся еще братья и сестренки.
Зачем ограничивать себя?
Человеку пресыщенному всегда хочется чего-то нового, горяченького. В Древнем Риме гомосексуализм, педофилия, другие извращения вошли в норму как раз из-за того, что люди полностью пресытились и уже не знали, чего еще желать, всегда хотелось новых ощущений. На этом же самом, как описывается в Библии, «погорели» города Содом и Гоморра. Так что в интимной жизни количество вовсе не переходит в качество, а даже наоборот. У Дейла Карнеги есть не очень известная книга о семье и браке, изданная уже после его смерти. Так вот, он пишет в ней, что супругам, чтобы сохранить свежесть отношений, нужно вступать в половую связь реже, чем им этого хочется.
Не вредно ли воздержание?
Сексологи говорят, чем сильнее половая конституция мужчины, тем труднее ему перенести ввоздержание во время Поста. Но все священники и психологи знают, что сексуальных проблем и интимных расстройств у православных людей, которые соблюдают Пост, гораздо меньше, чем у невоцерковленных. Воздержание вредно для людей с определенными заболеваниями, например тем, у кого простатит. С медицинской точки, частые эякуляции представляют собой хорошую профилактику простатита, и некоторые врачи считают, что благодаря постоянным половым отношениям простата постоянно прочищается.
Понимание важнее
Без сексуального влечения не создавались бы семьи, поэтому, конечно же, отсутствие телесных отношений, на первый взгляд, говорит скорее о проблемах между супругами, чем о благополучном союзе. Однако секс — это лишь видимая часть близости. Все начинается с душевного понимания, внимания пары друг к другу. И при всей своей важности интимные отношения играют далеко не главную роль в браке. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость. Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается в понимании, общении, уважении. Пост — это экзамен на то, что же вас в действительности связывает: духовная ли, душевная или только телесная близость. Проверка того, сумели ли супруги построить свой Мир, стать не только «единым телом», но и единой душой... В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.
Есть в Библии замечательные слова: «От пресыщения многие умерли, а воздержания во время Поста прибавит тебе жизни». Относится это утверждение ко всему, что составляет жизнь человека: еде, алкоголю, работе, деньгам, покупкам и т. д., в том числе, и к сексу.
|