Увлечения и интересы сотрудников
Что можно узнать о кандидате на вакансию по его хобби? Какие его качества характера и способности могут быть обнаружены в беседе об увлечениях и интересах?
Умение использовать в развитии своего бизнеса все, даже на первый взгляд не стоящие мелочи, и творчески подходить к руководству подчиненными — вот что отличает руководителя новой формации. И знание увлечений и интересов сотрудников может в этом помочь.
Вы как серьезный руководитель можете спросить, а зачем мне эта «вода»? Какое мне дело до кактусов, которые мой потенциальный топ-менеджер выращивает у себя на подоконнике в свободное от переговоров время? Пусть хоть пальмы выращивает, главное чтоб работал хорошо и прибыль приносил! Конечно, если все сотрудники для вас — экономические единицы, то, наверное, вам действительно нет необходимости знать об их увлечениях и хобби — главное, чтоб работали усердно. Но предположим, что этот самый соискатель на должность вашего топ-менеджера состоит в крупнейшем Интернет-сообществе кактусоводов и имеет такие контакты, о которых вы как руководитель компании могли только мечтать! Вот и получается, что в век, когда информация становится одним из ценнейших экономических ресурсов, руководителю просто необходимо уметь ею пользоваться. Конечно, если кроме разведения кактусов у потенциального сотрудника нет больше никаких достоинств и в первую очередь профессиональных навыков и нужного вам профессионального опыта, то тут и кактусы не помогут. Если у сотрудника такое хобби, которое может принести вам дополнительные продажи или профессиональные контакты, — это хорошо в первую очередь для вас. Но вы об этом не узнаете, если не зададите соответствующие вопросы при приеме на работу.
Также хобби может принести вам новых ценных сотрудников в лице старых — почему не предложить сотруднику, увлекающемуся фотографией, проект, связанный с вашей непосредственной деятельностью. И ему премия и рост в карьере, и вам экономия. И если ваша компания ориентирована на развитие, то вам в первую очередь должны быть интересны именно люди и их удовлетворенность своей жизнью, работой и карьерой, так как они являются основным ресурсом вашей копании.
Сегодня в бизнесе возникает потребность и спрос на людей, которые не сидят на месте и упорно работают, а постоянно включены в творческий созидательный рабочий процесс. А это означает, что сотрудникам просто необходимо больше общаться, ходить по мероприятиям, завязывать и поддерживать контакты. И тогда свежие идеи возникают постоянно и в большом количестве, так как человек находится в нужном информационном поле. Это в свою очередь дает возможность настроиться на одну волну с аудиторией и не только реализовать ее интересы, но и угадать их возникновение. И увлечение вашего будущего или настоящего сотрудника может обеспечить такое общение.
Однако следует помнить, что если в резюме, которое попало к вам на стол, нет никаких указаний на хобби и увлечения, это еще ни о чем не говорит, равно как и полстраницы, исписанные всеми возможными в мире увлечениями. Оба варианта не отражают реальности.
В первом случае человек мог, начитавшись рекомендаций «специалистов» по психологии о том как «правильно» составить резюме, просто побояться указать свое «нестандартное» хобби, потому что увлечение, например, таксодермией (изготовлением чучел) может сыграть плохую службу в его настоящей и будущей карьере. С другой стороны, если у человека столь нестандартное увлечение, возможно, стоит с ним встретиться, особенно, если вы ищите кандидата на позицию, в рамках которой важно иметь нестереотипное видение и креативный тип мышления. И вполне возможно, что при личном контакте вы обнаружите, что он не похож на Ганнибала Лектора и к тому же обладает всеми необходимыми профессиональными знаниями и опытом. Если же обнаружилось вышеописанное портретное и характерологическое сходство, то благодарите бога, что через разговор о его увлечении смогли заранее узнать всю правду и обезопасить ваш коллектив.
Во втором случае, когда человек активно расписывает в резюме свои увлечения и интересы, это может говорить о том, что его больше интересуют именно эти увлечения, а не работа, которую он должен будет выполнять в вашей компании. При этом указанный им опыт и профессиональные знания могут быть для вас как для нанимателя подходящими.
Ну и, конечно же, психология и личностные качества, например, честность, мотивация будущего кандидата, хорошо проверяются в беседе, носящей менее формальный характер, чем официальное собеседование. Таким образом, добрый и открытый разговор об увлечении, то есть о том, что для человека дорого, помогает раскрыть личность кандидата не меньше, чем «каверзные» вопросы рекрутера.
Предположим, что вы находитесь в числе тех 50% руководителей, самостоятельно проводящих отбор кандидатов на вакантную должность, которым интересно узнать о хобби и увлечениями своих будущих сотрудников, и понять таким образом их психологию. Это возможно сделать на интервью при приеме на работу. Теперь главный вопрос — ЧТО ИМЕННО вы можете таким образом узнать.
Честность. Если в резюме указано какое-то хобби, то тестирование на правду предполагает, что вы зададите несколько вопросов при приеме на работу, требующих от кандидата определенных знаний. Если это на самом деле его увлечение — он вам на них без труда ответит. Например, если ваш кандидат утверждает, что он заядлый театрал, задайте ему пару вопросов о последних увиденных им спектаклях, о любимых театрах и постановках. Если в ответ вы услышите что-то типа «Ой...ну понимаете, я не запомнил(а), как театр назывался...» и т.д., тогда и выяснится, кто тут театрал, а заодно, и искренность вашего будущего сотрудника.
Самостоятельность и/или подверженность чужому влиянию. Зачастую соискатели используют все способы, чтобы понравиться своим нанимателям, и поэтому стараются быть идеальными во всех отношениях и соответствовать мейнстриму. И если в данный момент в обществе является модным такое хобби, как, например, индийские танцы или крия-йога, то имеет смысл уточнить на интервью при приеме на работу следующие моменты: насколько серьезно он этим занимается, почему выбрал именно это занятие, как оно вписывается в его рабочий график. Вполне возможно, что его увлечение и интересы — не дань моде. И тогда это может говорить о таком качестве, как постоянство, верность интересам, умение понимать себя. Если для вас как для нанимателя такие качества являются не только личностно, но и профессионально важными, то, возможно, вы нашли своего кандидата. Если же кандидат оказался «модным йогом», то это может говорить о незрелости его личности — он не знает, чего хочет, не понимает себя. Психологическая незрелость в обычной жизни часто проявляется таким же отношением и к работе, и к коллективу, и к карьере.
Способность вписаться в микроклимат коллектива. Работа — это место, где человек проводит большую часть своего времени и понятно, что не только зарплата и карьера являются целью сотрудников. Как утверждает психология, удовлетворенность работой и хорошие ее результаты не в последнюю очередь связаны с психологическим климатом в коллективе. Например, если кандидат-мужчина имеет такое увлечение, как стриптиз, а в вашем коллективе преобладающее большинство женщин преклонного возраста, или топ-руководители — мужчины имеют строго консервативные взгляды на жизнь — возможно, что такой сотрудник просто не впишется в ваш коллектив. В то же время, интересное и необычное хобби, например скалолазание, может создать повод для неформального общения, а значит, большего сплочения коллектива.
Пассивная жизненная позиция, отсутствие энтузиазма. Если человек чем-то увлечен, то он по определению энтузиаст, ведь он занимается этим бесплатно. К сожалению, сейчас такое качество незаслуженно забыто, но ведь в жизни коллектива и развитии компании именно энтузиасты создают движение. Если же кандидат не имеет никаких увлечений и даже стандартные «книги, театр, музыка, кино» его не интересуют — это может говорить о его пассивности в жизни. Если он — скучный человек, который не умеет организовать себя и свой досуг, вполне возможно, таким же он проявит себя и в работе.
Истинные потребности. Хобби как нельзя лучше может дать вам понять, что на самом деле движет кандидатом в желании работать вообще и конкретно у вас. Например, если увлечение тесно связано с будущей работой, то кандидат стремится к самореализации, творчеству. А вот если работа для будущего сотрудника не интересна и только ради зарплаты, то рассказ его о своем хобби в течение часа и о своих профессиональных навыках и успехах в течение пяти минут выявит это. В любом случае, задав вопрос «Почему вы выбрали именно такое увлечение?», вы даете человеку возможность раскрыться перед вами, показать свое истинное лицо, которое, возможно, он тщательно скрывает от вас по совету «спецов» по психологии.
Кадровый резерв. Часто помогает подняться на очередную ступеньку карьеры именно хобби. Если отбор кандидатов на вакантную должность происходит по принципу «в хозяйстве все сгодится», тогда это ваш случай — например, кандидат, интересующийся иностранным языком или фотографированием, при прочих выигрышных пунктах резюме может сразу рассматриваться вами как резервный сотрудник на должность, связанную с соответствующими профессиональными умениями.
И последнее: ни одно увлечение, описанное в резюме, не даст вам полного представления о будущем кандидате, если вы не встретитесь с ним лично и не зададите ему несколько психологически точных вопросов.
|