Гиперактивный взрослый, или Приключения слона в посудной лавке
Гиперактивный взрослый — встречались когда-нибудь с таким? Понятие «гиперактивность» прочно связано в сознании со словом «ребенок». А что делать, если с наступлением совершеннолетия ничего не меняется?
В каждом детском коллективе обязательно есть ребенок, какой-нибудь, скажем, Вася, с которым совершенно нет сладу. Воспитатели и учителя хватаются за голову, мамы — за сердце, папы — за ремень, а бабушки — за флакон корвалола. Ну, а Вася хватается за все сразу. И непременно опрокидывает, разбивает или рвет на мелкие кусочки. Когда Вася появляется в дверях подъезда, бабушек на скамеечке сносит воздушной волной, дворовые кошки в панике залезают на верхушку тополя, а у припаркованных машин начинает сама собой выть сигнализация. Стихийное бедствие, короче.
«Вот Машенька у соседей на скрипочке играет, — убивается мама. — А Петенька уже до шестнадцатого тома Большой Советской Энциклопедии добрался. А ты, бестолочь, даже стишок для Деда Мороза выучить не смог!». Вася надуто молчит из угла. Ну не смог, что тут скажешь.
Еще двадцать лет назад считалось, что таких, как Вася, можно перевоспитать только ремнем — ну или активным привлечением к общественно-полезному труду. Сейчас большинство педиатров и детских психологов признает: ремень в лечении СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) — не лучший помощник. Поскольку движет Васей не злодейский умысел и не дурное воспитание: все его разрушительные действия — следствие неврологическо-поведенческого расстройства.
Сойдясь здесь во мнении, педиатры кардинально расходятся по другому пункту: а что, собственно, с Васей делать?
Лечить — говорят одни. Это же из области неврологии. Психостимуляторы там, ноотропы.
Это же ребенок! — говорят другие. Какая неврология? Какие ноотропы?! Перерастет. Все пройдет. Где вы видели гиперактивных взрослых?
Это главный аргумент, кстати. И в большинстве случаев Васина мама, отобрав у бабушки корвалол и всплакнув, садится ждать, когда Вася «перерастет».
И у Васи действительно есть шанс: процентов пятьдесят.
Четкой статистики по этой теме, конечно, нет. Однако факт остается фактом: почти из каждого второго гиперактивного ребенка получается кто?... гиперактивный взрослый, кто же еще.
Гиперактивный взрослый
Кто будит вас в субботу в шесть утра жизнерадостными звуками перфоратора через стенку? Кто сидит за рулем вооон той машины, которая постоянно перестраивается из ряда в ряд? Кто пришел на защиту диплома в вывернутом наизнанку пиджаке, во время доклада семь раз уронил указку, но все же защитился на пятерку? Кто пошел в магазин за хлебом, а принес в авоське банку кокосового молока и украинское издание Камасутры? Кто... Вася, конечно же.
Гиперактивный взрослый постоянно нарушает правила. Проторенные дорожки не для него — он всегда найдет свой собственный путь (для справки — Эйнштейн и Билл Гейтс были в свое время гиперактивными детками). Такие люди креативны, отличаются интеллектом и изобретательностью, они прирожденные лидеры — им ничего не стоит зажечь своей идеей, своим энтузиазмом коллектив, поднять и повести за собой в атаку, на покорение целины или в крестовый поход. В общем, куча замечательных качеств. Если бы не одно «но».
Попав под Васино обаяние, будьте готовы к тому, что в упомянутый крестовый поход он рванет без провизии и без штанов, в одной кольчуге. А когда осознает, что одной кольчуги маловато, он тут же растеряется. Потеряет интерес и к походу, и к спутникам. Или вообще забудет, зачем ему тот поход понадобился. И резво помчится совершать тринадцатый подвиг Геракла, оставив вас недоумевать на пыльной дороге. Он это не из вредности. Он просто не может по-другому.
А если быть серьезными, то таким людям не так уж легко живется на свете. Их постоянные спутники — жесткий самоконтроль (с разной степенью успеха) и тревожность. Сами посудите: людям, страдающим СДВГ, психологически гораздо легче сдвинуть гору, чем почистить кастрюлю картошки. Но в повседневной жизни, как правило, картошка попадается гораздо чаще, чем гора. Самые обыденные действия, которые все окружающие совершают на автомате, даются человеку с СДВГ титаническими усилиями. Однако усилий этих никто не ценит, даже самые близкие люди: обычному человеку трудно понять, в чем, собственно, проблема. Поэтому Вася постоянно слышит упреки в лени и дурном характере.
Эти упреки, кстати, — одна из причин той самой тревожности. Вот реальные слова женщины, не понаслышке знающей, каково жить с СДВГ: «Мы живем в постоянном страхе, с чувством вины. Если где-то что-то случилось — скорее всего, это я виновата, потому что я не могу вспомнить, что я делала и как. Я никогда не могу точно сказать, заперла ли я дверь, выключила ли плиту. На родительском собрании я могу пропустить самую важную информацию, хотя пришла туда именно ради нее. Просто в тот момент меня что-то отвлекает — и все...».
Люди с СДВГ обитают в очень шатком и сложном мире. Их вещи живут собственной жизнью, хаотично перемещаясь в пространстве. Важные новости пролетают мимо ушей. Растянутые во времени или отложенные действия серьезно выбивают из колеи. Например, стоять в очереди у кассы магазина для Васи — физическая мука. Любое желание, пусть самое мелкое, но не реализованное прямо здесь и сейчас — катастрофа вселенского масштаба.
Специалисты советуют гиперактивным людям прилагать максимальные усилия к организации своего времени и пространства. Скажем, вести органайзер, письменно планировать предстоящие дела, рисовать таблички и графики. Больше работать за компьютером, чем писать от руки. Разработать для себя четкий режим дня. Это приносит определенные результаты, но надо еще не забыть сделать запись в органайзере. А сделав ее, не забыть открыть органайзер вовремя. А открыв и закрыв, не забыть, что там было написано.
Гиперактивные люди справляются с этим по-разному и с различным успехом. Ищут себе занятия и хобби, которые позволят выплеснуть хотя бы часть неуемной энергии: активные виды спорта, экстремальные увлечения. Прибегают к помощи психолога или невролога. Однако одно можно сказать точно — гиперактивный взрослый почти всю жизнь ощущает себя слоном в посудной лавке. И лавка эта — весь наш упорядоченный мир.
Постарайтесь на минуту посмотреть на мир Васиными глазами и научитесь быть снисходительными к тому, что вам кажется чудачеством, и внимательными к его потребностям и переживаниям. Ну, а скучно вам точно не будет. Кто еще в состоянии делать пятьдесят дел одновременно, не теряя энтузиазма?
|