Друг или приятель
Возможна ли дружба в стенах офиса или бизнес не предполагает ничего личного? Кто вам друг или приятель? Помогает или мешает такая дружба работе?
Большую часть жизни мы проводим на работе. Естественно, у нас складываются, помимо деловых, неформальные отношения с коллегами. Мешает ли карьере такая дружба? Может быть, ее надо всеми силами избегать?
Друг или приятель?
Имеем ли мы в виду, говоря о дружбе в офисе, искренние, бескорыстные отношения, предполагающие готовность к абсолютному взаимопониманию, взаимовыручке? Скорее всего, нет. Друзей, которые не бросят ни в горе, ни в радости, у каждого из нас один-два, да и то, если повезло. Обычно такие отношения складываются в юности, когда человек простодушен и искренен. С годами мы становимся более прагматичными, иногда даже циничными. Плохо это или хорошо — отдельный разговор.
Конечно, на работе мы с кем-то сближаемся, но вряд ли эти отношения, построенные на общности интересов, нередко на профессиональном уважении, можно назвать дружбой. Представьте себе, что в вашей жизни произошло из ряда вон выходящее событие — радостное, печальное, не важно. Кому вы позвоните среди ночи? Тому, с кем сидите за соседним столом в офисе и встречаетесь в курилке, или старому другу, с которым съели пуд соли и который сам, возможно, обращался к вам за помощью или делился радостью в подобных ситуациях?
Все-таки именно про офисные отношения можно сказать: «Дружба дружбой, а табачок врозь». Особенно сложно найти примеры бескорыстных дружеских или даже приятельских отношений в компаниях, где руководством задана чопорность, где не бывает корпоративных праздников, на которых люди раскрепощаются, где отрицательно относятся к традициям отмечать дни рождения и вообще косо смотрят на неформальные контакты. В таких коллективах раскрыться очень тяжело, любые попытки откровенности будут пресекаться коллегами немедленно.
Ничего личного?
Наверное, поговорка «Только бизнес», ничего личного«, появилась не случайно и, заметим кстати, не так давно — с приходом в нашу страну капитализма, когда люди, работающие в одном офисе, стали конкурентами. Ведь там, где начинается отстаивание собственных интересов, дружба заканчивается. Почему вашего друга или приятеля продвинули по службе, а вас нет? Почему с ним шеф обсуждает детали нового проекта, а вас игнорирует, хотя у вас одинаковые статус и должность? Кроме того, существует еще множество нюансов, исключающих доверительные отношения. Вы не можете, к примеру, поговорить о покупке новой машины после получения годового бонуса, потому что его размер — коммерческая тайна.
И уж с очень большой вероятностью обречена на провал дружба между людьми, стоящими в компании на разных ступенях иерархической лестницы. Дружеские отношения не позволят одному отдавать указания, а другому — подчиняться. «Особенно тяжело становится, когда вы стали начальником, а ваши друзья — вашими же подчиненными. Некоторые из них рассматривают такой вариант как повод позабивать на работу или покичиться перед другими дружбой с вами. А это все отрицательно сказывается на вашем авторитете», — признается менеджер среднего звена, поднявшийся по служебной лестнице. И тем не менее совсем отказаться от дружбы в офисе было бы неверно, да и невозможно: это претит человеческой природе. Кроме того, если в коллективе есть приятные вам люди, это сглаживает, а иногда даже нивелирует отрицательные моменты, связанные с работой, которые, увы, неизбежны. Но не надо рассчитывать найти друга, «который в беде не бросит и лишнего не спросит» — отношения должны быть выстроены таким образом, чтобы «спросить лишнее» было просто невозможно.
Как дружить правильно
Во-первых, не стоит приходить в чужой монастырь со своим уставом. На новом месте присмотритесь к окружающим людям. Вы очень скоро поймете, принято ли здесь вести не относящиеся к работе разговоры, делиться событиями личной жизни. Исходя из этого, потом можно будет осторожно «идти на контакт».
Во-вторых, весьма распространенная ошибка — участвовать в заговорах и коалициях, дружить «против кого-то». Здесь очень велик риск ошибиться и попасть в неприятную историю. Разумнее всего — держать нейтралитет. В конце концов, выигрывает тот, кого уважают не за умение плести интриги, а за деловые и профессиональные качества.
Старайтесь быть ровным со всеми.
В-третьих, не пытайтесь манипулировать людьми, с которыми у вас завязались приятельские отношения, — не просите их «прикрыть» вас или поехать вместо вас в командировку, — и сами не позволяйте собой манипулировать. Ну и наконец, очертите круг, за который вы ни под каким видом не станете заходить: не обсуждайте начальника и его личную жизнь, кадровые перестановки и так далее — будьте тактичны, не ставьте приятеля в неудобное положение, когда он должен будет либо поддержать скользкую тему, либо остановить вас.
Кроме того, замечено, что сотрудникам, заработавшим репутацию сплетников (даже тем, кто не обсуждает начальство, а просто слушает), никогда не получить продвижение по службе и не дождаться повышения жалования.
Поколению, воспитанному на идеалах дружбы, товарищества, взаимовыручки, очень сложно сегодня принять тот факт, что друг или приятель может навредить. Там, где речь идет о деньгах, дружбе, увы, нет места. Да что там дружба — рвутся даже родственные узы, пример тому — история братьев Дасслер, которые из-за ссоры вынуждены были разделить семейный бизнес. Заводить ли друзей среди коллег — решать вам. Мы лишь можем вам посоветовать держать дистанцию и избегать излишней откровенности.
|