Бизнес-этикет: ключ к успеху

Так ли уж важен бизнес-этикет для современного делового мужчины? Двух мнений по этому поводу и быть не может: он не просто важен, а жизненно необходим. Как сказал кто-то из великих, «Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству».

Так ли уж важен бизнес-этикет для современного делового мужчины? Двух мнений по этому поводу и быть не может: он не просто важен, а жизненно необходим. Как сказал кто-то из великих, «Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству». Одно из проявлений беспринципности — это ваше незнание (или нежелание?) соблюдать деловой этикет.

Неписанные законы рынка

Точность — это давно уже не только вежливость королей. Пунктуальность должна быть обязательной чертой любого бизнесмена, если он хочет, чтобы в деловых кругах за ним закрепился имидж профессионала. Один мой знакомый директор крупного охранного агентства искренне возмущается, когда теряет потенциальных клиентов: «Понимаешь, я опоздал на 15 минут на встречу, а они передумали. Как тебе, а?! Эти идиоты не понимают, что если я случайно застрял в пробке, это не означает, что и мои ребята из группы быстрого реагирования тоже задержатся, выехав по тревожному звонку. У нас же все давным-давно отработано, понимаешь?..» Увы, справедливости ради стоит заметить, что «случайно застревает в пробке» он практически ежедневно. И его партнеры абсолютно правы, выражая недоверие фирме в целом: даже супер-профи своего дела, часто заставляющий себя ждать, не может рассчитывать на построение долгосрочного сотрудничества.

• Отсюда вывод первый: цените время других людей, чего бы вам это ни стоило.

Также в бизнес-этикете есть специальный термин — «протокол первых секунд». Он включает в себя приветствие, представление, обращение и рукопожатие. Первым во время приветствия должен протягивать руку старший по возрасту или по статусу. Причем, если вы здороваетесь с бизнес-партнером женского пола, рукопожатие остается в силе (никаких «поцелуев ручки»!)

А вот во время представления на деловых переговорах, напротив, младший по возрасту представляется старшему, а человек с более низким положением — более статусному. Представление сопровождается вручением своей визитной карточки собеседнику. И в этой ситуации высказывания типа «Черт, куда она подевалась? Вот вечно я теряю эти визитки!» и т.п. могут значительно понизить ваш деловой имидж (независимо от того, какую должность вы занимаете).

Во время переговоров недопустимо держать руки в карманах или скрещенными на груди (так вы демонстрируете свое неуважение к собеседнику) или много жестикулировать (стучать ручкой по столу, хватать собеседника за локоть, махать руками и т.п.).

• Отсюда вывод второй: всегда контролируйте свои слова и жесты.

Бизнес-этикет: дресс-код + хорошие манеры

Выражение «встречают по одежке, а провожают по уму» актуально и для бизнес-этикета. Только его здесь заменяет другой специальный термин — «принцип уместности». Помните: невозможно произвести первое впечатление дважды. Следовательно, ваш внешний вид должен быть уместен, соответствовать конкретной ситуации. Общепринятой одеждой бизнесмена считается деловой костюм. Поэтому даже если вам предстоят переговоры с бизнесвумен, назначенные ею в кафе, это не повод заявиться туда в джинсах и в футболке. И наоборот: если вас приглашают на мероприятие (корпоративные спортивные игры, тренинги, выездные фуршеты) и в приглашении указывают дресс-код как свободный, будет крайне неуместно заявиться «при полном параде» — в смокинге и бабочке.

Наконец, еще одно важнейшее слагаемое успеха, как в поведении на бизнес-встречах, так и выстраивании коммуникации с собственными сотрудниками, — это то, как вы говорите и что вы говорите. Деловому человеку недопустимо коверкать «великий и могучий», даже если ваш собеседник намного моложе, и вы хотите показать, что «вы в теме» и знаете современный сленг. Никаких слов-паразитов или сокращений. Будьте лаконичны и ни в коем случае не сопровождайте свою деловую речь примерами из личной жизни («вот был у меня случай...»). Если вы разговариваете с подчиненными, не повышайте голос (даже если вы расстроены их действиями), не перебивайте и не употребляйте выражения типа «ты меня, что, за дурака держишь?», «вот будешь на моем месте, а пока слушай, что тебе умные люди говорят...» и т.д.

• Третий вывод, который диктует современный бизнес-этикет: ваша одежда должна быть всегда уместной, речь — грамотной, а отношения с подчиненными (клиентами) — дистанцированными в пределах разумного.

16.12.2020
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии