Адаптация сотрудника в новом коллективе
![](/upload/iblock/27a/c37/1.jpg)
Новая работа, положение новичка в новом коллективе, негативные моменты адаптации сотрудника в новом коллективе, методы их преодоления и выхода из конфликтных ситуаций.
Жизнь устроена так, что большую ее часть приходится работать (если, конечно, ваша фамилия не Хилтон или Трамп), и основной массе людей работать приходится в коллективе. Проработать же на одном месте всю жизнь практически невозможно, ну или как минимум очень тяжело психологически и, как правило, среднестатистический человек до пенсии успевает сменить
![Адаптация сотрудника в новом коллективе. Рукопожатие Адаптация сотрудника в новом коллективе. Рукопожатие](/upload/iblock/224/2.jpg)
Итак, вас приняли на новую работу. Вы, вполне естественно, взволнованы — как встретят вас новые коллеги, не будут ли предъявленные требования непомерны, можно ли рассчитывать на помощь? Беспокойство по поводу подобных вопросов понятно и вполне оправдано, потому как адаптироваться сотруднику в новом коллективе, тем более в уже сложившемся коллективе — задача не из легких.
Новичок всегда вызывает повышенный интерес и становится объектом пристального внимания со стороны коллектива. Его может подстерегать такое явление, как «эффект ореола» — еще до появления нового человека начинают доходить какие то слухи о нем, и заранее создается впечатление — как правило, негативное. Также мнение кого-то из членов коллектива, основанное на первом впечатлении, задает определенную установку, в особенности если автор высказывания пользуется авторитетом в коллективе, является его неформальным лидером.
Появление в коллективе нового сотрудника всегда связано с нарушением некой стабильности уже сплоченной группы; работающие сотрудники начинают испытывать дискомфорт и чувствовать угрозу в лице новичка. Угроза эта может быть двоякой — как в плане разрушения душевного комфорта (нет возможности спокойно обсуждать привычные темы вслух, так как появляется незнакомый человек), так и опасения, которые вызывает новый член коллектива в профессиональной сфере — наверняка ему больше платят или он будет отбирать ваши объемы работы и непроизвольно пытаться «подвинуть».
Для нового сотрудника велика угроза так называемого «моббинга» или попросту говоря травли. Моббинг может быть разноплановым — по принципу наличия/отсутствия образования (например, в компании считается престижным окончить МГУ и сотрудники, имеющие диплом другого вуза, автоматически считаются «вторым сортом»), или по принципу страны и города происхождения — к сожалению, в нашей реальности даже на жителей Московской области в Москве смотрят свысока. Чаще всего причиной моббинга становится банальная зависть. Зачастую подобный прессинг и является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. Как же вести себя в такой сложной ситуации? Возможно ли преодолеть неприязнь новых коллег?
Возможно, хотя и тяжело.
Причиной моббинга зачастую становится вызывающая манера поведения: излишнее хвастовство, обилие жалоб, игнорирование корпоративных трапез и мероприятий, превознесение собственных талантов и заслуг, и как следствие растущее раздражение со стороны коллектива. Следовательно, в первую очередь необходимо корректировать свое поведение и избегать резких и негативных высказываний, а также фраз типа — «ну у вас тут и дурдом! И кто так работает?» — т.е. критики уже сложившегося уклада.
Во-вторых, «не гребите» все под себя сразу. Иначе вы точно будете восприниматься как угроза, а каждый сотрудник станет бороться за «место под солнцем».
![Адаптация сотрудника в новом коллективе. Дресс-код Адаптация сотрудника в новом коллективе. Дресс-код](/upload/iblock/2bd/3.jpg)
Если подобная ситуация все же создалась и вы чувствует прессинг со стороны свежеиспеченных коллег, воспользуйтесь следующими простыми рекомендациями:
- будьте всегда доброжелательны и спокойны несмотря ни на что, хотя это совсем не просто. Ваша главнейшая задача — произвести хорошее впечатление. Беспроигрышный вариант — принести с собой коробку конфет или торт. Этот изящный прием помогает разрядить напряженную обстановку среди малознакомых людей.
- очень важно понять неофициальные правила игры и выяснить «расстановку сил» — кто является неформальным лидером, к кому можно обращаться за помощью и получить поддержку, а кому нельзя доверять ни в коем случае, другими словами, просчитать психологические типажи вашего нового окружения. Старайтесь больше общаться и узнавать окружающих вас людей, понять, кто чего стоит — это может оказаться очень полезным для вживания в коллектив. Всегда есть люди, так называемые «проводники», через общение с которыми можно наладить контакт с остальными.
«Силовые пути» решения конфликтов нежелательны — если руководство и наведет порядок, то ваши шансы на теплые отношения в таком случае становятся равны нулю.
Даже если вам не удалось расположить к себе коллег — это не смертельно, стоит помнить, что рабочий коллектив — это все таки не ваша семья, а по большому счету случайно собравшие в одном кабинете люди.
Теплые человеческие отношения, конечно, и в работе помогают и скрашивают трудовые будни, но все-таки без них можно обойтись. Настройте себя должным образом и просто добросовестно выполняйте профессиональные обязанности изо дня в день — вряд ли кто-то решит уволить первоклассного специалиста, приносящего пользу компании.
Ну и всегда остается крайний вариант — поменять работу, иногда адаптация сотрудника в новом коллективе проходит слишком болезненно. Возможно, это просто не «ваш» коллектив, а учитывая предыдущий опыт, даже пусть и негативный, вам будет легче выстроить линию поведения в дальнейшем.
|