Адаптация сотрудника в новом коллективе
Новая работа, положение новичка в новом коллективе, негативные моменты адаптации сотрудника в новом коллективе, методы их преодоления и выхода из конфликтных ситуаций.
Жизнь устроена так, что большую ее часть приходится работать (если, конечно, ваша фамилия не Хилтон или Трамп), и основной массе людей работать приходится в коллективе. Проработать же на одном месте всю жизнь практически невозможно, ну или как минимум очень тяжело психологически и, как правило, среднестатистический человек до пенсии успевает сменить
Итак, вас приняли на новую работу. Вы, вполне естественно, взволнованы — как встретят вас новые коллеги, не будут ли предъявленные требования непомерны, можно ли рассчитывать на помощь? Беспокойство по поводу подобных вопросов понятно и вполне оправдано, потому как адаптироваться сотруднику в новом коллективе, тем более в уже сложившемся коллективе — задача не из легких.
Новичок всегда вызывает повышенный интерес и становится объектом пристального внимания со стороны коллектива. Его может подстерегать такое явление, как «эффект ореола» — еще до появления нового человека начинают доходить какие то слухи о нем, и заранее создается впечатление — как правило, негативное. Также мнение кого-то из членов коллектива, основанное на первом впечатлении, задает определенную установку, в особенности если автор высказывания пользуется авторитетом в коллективе, является его неформальным лидером.
Появление в коллективе нового сотрудника всегда связано с нарушением некой стабильности уже сплоченной группы; работающие сотрудники начинают испытывать дискомфорт и чувствовать угрозу в лице новичка. Угроза эта может быть двоякой — как в плане разрушения душевного комфорта (нет возможности спокойно обсуждать привычные темы вслух, так как появляется незнакомый человек), так и опасения, которые вызывает новый член коллектива в профессиональной сфере — наверняка ему больше платят или он будет отбирать ваши объемы работы и непроизвольно пытаться «подвинуть».
Для нового сотрудника велика угроза так называемого «моббинга» или попросту говоря травли. Моббинг может быть разноплановым — по принципу наличия/отсутствия образования (например, в компании считается престижным окончить МГУ и сотрудники, имеющие диплом другого вуза, автоматически считаются «вторым сортом»), или по принципу страны и города происхождения — к сожалению, в нашей реальности даже на жителей Московской области в Москве смотрят свысока. Чаще всего причиной моббинга становится банальная зависть. Зачастую подобный прессинг и является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. Как же вести себя в такой сложной ситуации? Возможно ли преодолеть неприязнь новых коллег?
Возможно, хотя и тяжело.
Причиной моббинга зачастую становится вызывающая манера поведения: излишнее хвастовство, обилие жалоб, игнорирование корпоративных трапез и мероприятий, превознесение собственных талантов и заслуг, и как следствие растущее раздражение со стороны коллектива. Следовательно, в первую очередь необходимо корректировать свое поведение и избегать резких и негативных высказываний, а также фраз типа — «ну у вас тут и дурдом! И кто так работает?» — т.е. критики уже сложившегося уклада.
Во-вторых, «не гребите» все под себя сразу. Иначе вы точно будете восприниматься как угроза, а каждый сотрудник станет бороться за «место под солнцем».
Если подобная ситуация все же создалась и вы чувствует прессинг со стороны свежеиспеченных коллег, воспользуйтесь следующими простыми рекомендациями:
- будьте всегда доброжелательны и спокойны несмотря ни на что, хотя это совсем не просто. Ваша главнейшая задача — произвести хорошее впечатление. Беспроигрышный вариант — принести с собой коробку конфет или торт. Этот изящный прием помогает разрядить напряженную обстановку среди малознакомых людей.
- очень важно понять неофициальные правила игры и выяснить «расстановку сил» — кто является неформальным лидером, к кому можно обращаться за помощью и получить поддержку, а кому нельзя доверять ни в коем случае, другими словами, просчитать психологические типажи вашего нового окружения. Старайтесь больше общаться и узнавать окружающих вас людей, понять, кто чего стоит — это может оказаться очень полезным для вживания в коллектив. Всегда есть люди, так называемые «проводники», через общение с которыми можно наладить контакт с остальными.
«Силовые пути» решения конфликтов нежелательны — если руководство и наведет порядок, то ваши шансы на теплые отношения в таком случае становятся равны нулю.
Даже если вам не удалось расположить к себе коллег — это не смертельно, стоит помнить, что рабочий коллектив — это все таки не ваша семья, а по большому счету случайно собравшие в одном кабинете люди.
Теплые человеческие отношения, конечно, и в работе помогают и скрашивают трудовые будни, но все-таки без них можно обойтись. Настройте себя должным образом и просто добросовестно выполняйте профессиональные обязанности изо дня в день — вряд ли кто-то решит уволить первоклассного специалиста, приносящего пользу компании.
Ну и всегда остается крайний вариант — поменять работу, иногда адаптация сотрудника в новом коллективе проходит слишком болезненно. Возможно, это просто не «ваш» коллектив, а учитывая предыдущий опыт, даже пусть и негативный, вам будет легче выстроить линию поведения в дальнейшем.
|