Нет похмелья: есть ли повод задуматься
Почему не бывает похмелья — это не повод для гордости, а повод призадуматься о возможном развитии зависимости от алкоголя, и о здоровом образе жизни.
Традиционно считается, что умение много пить, не пьянеть и не испытывать похмелье — это «доблесть». «Так пьют настоящие мужчины», которых не берет даже крепкий алкоголь, потому что у них — богатырское здоровье. А поскольку в России «Нет повода не выпить!», то неудивительно, что таким людям стараются даже подражать.
Правда, «спасибо» в этом случае стоит сказать вовсе не силе духа, а собственным родителям, которые наградили «героя» таким набором генов, что именно его организм легко справляется с выпивкой.
Есть люди и с физиологической непереносимостью алкоголя, которые пить не могут физически — здоровье не позволяет. Наверное, все слышали про фермент, который расщепляет алкоголь — алкогольдегидрогеназу. Так вот, все похмельные «радости» — именно от него, ведь именно этот фермент превращает этиловый спирт (алкоголь) в уксусный альдегид. Если фермента много и спирт быстро переходит в уксусный альдегид, как у многих монголоидных народностей, то похмелье наступает еще до опьянения — от небольшой порции алкоголя краснеет лицо, страшно болит голова, а при увеличении дозы наступает самое настоящее отравление — сердцебиение, перебои в сердце, одышка, человека бросает в жар.
Почему не бывает похмелья
Обычно такие люди знают, что пить им категорически противопоказано, и стараются избегать алкоголя, ведут здоровый образ жизни. Но как же избежать употребления спиртного в нашей стране, где нет повода не выпить? Многие игнорируют сигналы организма и пьют. Результат не заставляет долго ждать... Другого фермента, расщепляющего получившийся уксусный альдегид до безопасных соединений, у таких людей мало, вот и мучаются они потом минимум сутки. Тут выход только один — не пить!
А вот у европейцев все как раз наоборот — алкогольдегидрогеназы у них мало, и алкоголь медленно перерабатывается в яд. Такие люди могут выпить «бочку», на первый взгляд, без особого вреда для организма. А вот фермента, расщепляющего уксусный альдегид до нетоксичных веществ, у них наоборот, много, поэтому он быстро обезвреживается. В результате — веселый человек «принявший на грудь», но без плохого самочувствия потом, у него не бывает похмелья. Казалось бы — что еще нужно? Пей — не хочу. Но вот поводов для зависти тут нет, так как люди, которые могут пить и не страдать похмельем, чаще всего становятся алкоголиками. Считают, что у россиян после татаро-монгольского ига остался смешанный генотип — и это — самое коварное — и пьянеют такие люди медленно, и похмельем не мучаются. Вот именно поэтому многие россияне «умеют пить» и завоевали во всем мире репутацию «чемпионов по возлияниям». Правда, иногда наши соотечественники выпивают так, что никакие ферменты не справляются, и тут уже будет самое настоящее «русское похмелье», с медицинской точки зрения — острое отравление алкоголем.
Таким образом, отсутствие не бывает похмелья — это вовсе не сильный характер, не мужество, а самая что ни на есть «чистая химия», вернее — биохимическая особенность организма. Не надо пытаться выпить больше, чем вы можете перенести и пить на спор — может быть, спор и выиграете, но здоровье загубите.
Кстати, примерно у пятой части россиян содержание ферментов в крови таково, что они совершенно не переносят алкоголь, — они-то в основном и составляют костяк непьющих граждан нашей страны. Опросы, проводимые учеными, показали, что основная причина полного отказа от алкоголя — отвратительное самочувствие после даже небольшой дозы спиртного.
Но вот те, у кого достаточно и фермента, расщепляющего алкоголь до уксусного альдегида, и второго фермента, уничтожающего альдегид — находятся в группе риска заболевания хроническим алкоголизмом. Такие люди иногда не могут ограничиться разумной дозой алкоголя и останавливаются только тогда, когда в буквальном смысле не могут пить — ферментные системы организма настолько истощены, что тело отвергает и столовую ложку водки. И лечиться уже поздно — во внутренних органах происходят необратимые изменения, страдают печень, почки, сердце, и, конечно же, головной мозг. Особенно быстро неизлечимая стадия алкоголизма наступает у женщин.
Люди часто пьют во время застолий — боятся обидеть хозяев дома, друзей и коллег, не соблюсти ритуал. Да еще в русской традиции — громко оповещать о том, что кто-то или совсем не пьет, или выпил «норму». Если вы знаете, что плохо переносите алкоголь, лучше и не начинать — всегда можно отказаться, лучше всего сказать, что не будете пить спиртное, и сопроводить тост водой или соком. Если же вас совсем замучают расспросами, можно и приврать — сказать, что принимаете лекарства, несовместимые с алкоголем — как говорится, рады бы, да не получается.
А вот тем, кто пьет спиртное, не пьянеет и не мучается от похмелья, нужно быть осторожными вдвойне и знать свою разумную норму. Потому что именно этим людям совсем недалеко до тяжелой болезни — хронического алкоголизма.
|