Как выжить в офисных войнах?

"Если бы я только знала, к чему приведет конфликт, то никогда бы не затеяла ссору и не сказала всего этого"...Действительно, разорвать отношения — просто, а уладить разногласия сложно, на душе остается тяжелый осадок. Зачастую после спора, недовольство и обида нарастают как снежный ком, и уже не получается восстановить былую теплоту и понимание. Как же быть? Почему так происходит?

Вместе тесно...

В офис все люди пришли зарабатывать деньги. И начальник, который нанимал людей, руководствовался, прежде всего, профессиональными качествами, а не психологической совместимостью коллектива. По наблюдению психологов, людям, долгое время находящимся в закрытом пространстве, практически невозможно избежать конфликтов. Так и рождаются дедовщина, интриги, сплетни, скандалы...

Противоречия взглядов

Взрывоопасные ситуации возникают на работе каждые 20-30 минут, и от нас зависит, перерастут они в извержение вулкана или нет. Можно ведь просто мирно посплетничать, а можно и высказать категоричное мнение, которое влечет за собой ссору. Конфликт — это столкновение противоположных позиций, которое мы пытаемся разрешить с помощью убеждения, подключая эмоции. Основа любого конфликта — накопившиеся объективные или субъективные, реальные или иллюзорные противоречия.

Он ничего не делает!

Схема ссоры проста: конфликтная ситуация + повод = конфликт. Первая причина «офисного» недовольства — нечеткое распределение обязанностей. Как правило, человеческий мозг склонен замечать неэффективность работы коллеги. Это не вина сотрудника, который почти не занят. Поэтому не стоит злиться на то, что за соседним столом «валяют дурака», лучше пообщаться с руководством по поводу слишком большого объема обязанностей, возложенных лично на вас.

Пирамида потребностей

Вторая причина офисных конфликтов: неудовлетворенность потребностей. А их у людей великое множество — от самых простых (поесть, поспать) до весьма сложных (вызывать уважение, найти признание). «Марьванна» думает, что ее не считают за человека — вот и распускает слухи «в ответ». Найдите возможность выразить ей свое искреннее уважение, ведь, наверняка, она хорошо умеет составлять планы, или выращивать кактусы, — и увидите, что провоцирующих слухов станет намного меньше.

Все из-за секса

Отец психоанализа, Фрейд, вообще считал, что конфликты порождены одной-единственной причиной — неудовлетворенностью. Так что, ругаясь и ссорясь, мы выплескиваем свою сексуальную энергию. Постарайтесь не сотрясать офисную атмосферу своим раздражением, позаботьтесь лучше о своей личной жизни. Или научитесь сублимировать (преобразовывать) сексуальный потенциал в творческую составляющую.

Не на своем месте

Причина размолвок с коллегами может крыться и в том, что «возмутитель спокойствия», занимая престижное кресло, подсознательно чувствует свою некомпетентность. И вместо того чтобы спокойно работать, из кожи вон лезет, доказывая всем, что он чего-то стоит. Вот и получается, что виной всему несоответствие занимаемой должности, которое, может быть, исчезнет с приобретением опыта, а может быть, и нет...

Правильное поведение — залог успеха

Все конфликтные ситуации перерастают в «войны» оттого, что люди в большинстве своем ...не умеют себя вести. Искусство делового общения заключается в умении молчать, а не способности красноречиво говорить. Нужно прежде всего слушать оппонента, внимательно и искренне. Тогда вы поймете, чем коллега недоволен, что он хочет, какие цели преследует. Это позволит вам избежать многих неожиданностей.

Внимательно слушайте оппонента

В процессе общения, особенно если оно уже ведется на «повышенных тонах», почаще употребляйте фразу «Если я вас правильно понял(а), проблема заключается в...». Она действует магически на того, кто злится, после этих слов человек начинает ясно излагать мысль, четко ставить приоритеты и высказывать недовольство. Это поможет избежать скандалов. Ведь если все высказались, проблема наполовину решена.

Воспитывайте терпение

Если вы схлестнулись со скандалистом и он повышает на вас голос, ни в коем случае не начинайте кричать в ответ — скандалист только этого и ждет. Если ему понравится с вами ругаться, он будет вас преследовать, провоцируя на эмоции, ведь конфликтный человек — это энергетический вампир. Ему только и нужно — вызвать вашу бурную реакцию. Поэтому не поддавайтесь на провокации.

Повышение не предвидится

Мудрым может считаться не тот, кто выиграл спор, а тот, кто избежал его, сумев предвидеть конфликт заранее. Подумайте, что вам принесет победа? Повышение? Нет. Те, кто не умеет избегать конфликтов, не двигается по карьерной лестнице, ну кому хочется работать с начальником-скандалистом? Поэтому сначала подумайте, нужно ли вам вообще вступать в спор, если кроме головной боли и плохой репутации это ничего не принесет.

Победа над собой

Люди, которые способны «сохранить лицо» во всех офисных передрягах и конфликтах — достигают больших успехов. Не забывайте, главная причина вашего недовольства — внутри, поэтому работайте над собой, сходите к психологу, если ситуация очень напряженная. Это даст вам возможность посмотреть на ситуацию в офисе со стороны.

Офис-антистресс

Общайтесь с коллегами, искренне радуйтесь успехам, говорите приятные вещи. Коллеге, который никогда не опаздывает, «позавидуйте»: «Мне бы вашу пунктуальность...». А тихой незаметной девушке скажите: «Танечка, вы сегодня сногсшибательны!!!». Это не лесть. Это — признание и поддержка, в которой все мы так нуждаемся... А в хорошем коллективе, где каждый чувствует себя защищенным — и войн-то никаких не бывает. Проверено!