На вопрос: «Какие у тебя есть самые полезные игры?» современный ребенок наверняка ответит вам, лишь войдя в свой компьютер, чтобы наглядно продемонстрировать любимую «игруху». Увы, наши дети сидят дома, общаются между собой по Интернету, а те из них, кто играет в шахматы, уже считаются «ужасно старомодными» среди сверстников. Еще держит марку уличный футбол, но ведь в него, как правило, играют только мальчики? Между тем наши мамы и папы играли в гораздо более полезные игры и большую часть свободного времени проводили на свежем воздухе, в своем родном дворе...
«Казаки-разбойники»
У В.Высоцкого есть песня с такими строчками: «Если в жаpком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал!» То же можно сказать и об играх. Например, «Казаки-разбойники» — это прекрасный пример командной игры, которая учит смелости, находчивости и верности «своим». В игре две команды — «Казаки» и «Разбойники». «Разбойники» должны загадать пароль, после чего разбежаться в разные стороны, но пометить мелом стрелками на асфальте (стенах домов и т.д.), куда они двигаются. «Казаки» должны найти по стрелкам «Разбойников». Каждого обнаруженного «Разбойника» «Казак» приводит в «штаб», охраняет его и старается узнать кодовое слово при помощи «пыток» (щекотки, выполнения приседаний, стояния на одной ноге и т.п.). «Казаки» победили, если только узнали пароль или обнаружили всех спрятавшихся «Разбойников».
«Море волнуется раз...»
Эта игра замечательно развивает детское воображение, артистические способности и раскрывает творческий потенциал ребенка. Ведущий должен отвернуться от игроков и медленно произнести считалку:
«Море волнуется раз...
Море волнуется два...
Море волнуется три...
Любая фигура на месте замри!»
Во время считалки игроки хаотично движутся, подражая морским волнам. Но после того как ведущий замолчал, все застывают в какой-нибудь позе. Ведущий подходит к любому из игроков и дотрагивается до него. Тот «отмирает» и без слов, одними движениями и мимикой, показывает свою «фигуру». Если ведущий угадывает, что это такое, игрок выбывает из игры и все повторяется с другим играющим. Игрок, чью фигуру не угадали, меняется местами с ведущим.
«Колдунчики»
Эту игру можно считать разновидностью старинных салок. Она помогает быстро бегать, улучшает реакцию и учит взаимовыручке. Ведущий должен догнать одного из игроков, произвольно бегающих в оговоренном радиусе, и дотронуться до него — «заколдовать». Заколдованный расставляет руки по сторонам и кричит: «Чай-чай, выручай!». Задача любого игрока незаметно подбежать и дотронуться до него — «выручить», после чего игра начинается заново. Но если ведущий успел «заколдовать» и «выручальщика», тот тоже становится на месте и уже сам просит о помощи. Поэтому задача ведущего сводится к тому, чтобы внимательно следить за всеми подбегающими.
«Пионеры-пионеры, отдайте нам...»
Конечно, самые полезные игры для здоровья детей — это подвижные игры на свежем воздухе. Часто они не только способствуют физическому развитию, но и воспитывают умение работать в команде и побеждать в любых условиях. Игра «Пионеры-пионеры...» сегодня может называться иначе, но суть остается прежней. Игроки делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, крепко взявшись за руки, на расстоянии 10м. По жеребьевке одна команда обращается к другой с просьбой: «Пионеры-пионеры, отдайте нам Машу...». После чего Маша (любой игрок, которого выбрали) должна разбежаться и «прорвать» цепь противника. Если ей это удается, она возвращается в свою команду, забрав с собой любого понравившегося игрока. Если нет — остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой останется больше игроков.
«Съедобное-несъедобное?»
Отдельная песня — это игры с мячом. Детям младшего возраста, еще не сильно хорошо играющим в воллейбол или баскетбол, лучше начинать со «Съедобного-несъедобного»: эта игра помимо навыков ловить мяч еще и хорошо развивает внимание. Игроки встают в ряд, а ведущий с мячом в руках — в центре, перед ними. Ведущий бросает мяч одному из игроков, одновременно называя любой предмет. Если предмет «съедобный», игрок должен поймать мяч, а если нет — отбить. Задача ведущего, чтобы игрок потерял бдительность и случайно поймал «несьедобное». Тогда он поменяется местами с ведущим.
«Колечко»
Игра в «колечко» традиционно считалась исключительно «девчачьей», но в возрасте 4-6 лет в нее могут вместе играть и девочки и мальчики. Она развивает наблюдательность у малышей и помогает сдружиться наиболее стеснительным. Игроки садятся в ряд (например, на лавочку) и складывают ладони «лодочкой». Ведущий держит в кулачке колечко (или любой маленький предмет — монетку, пуговицу, конфету и т.п.) и по очереди обходит всех играющих, быстро помещая в его «лодочку» свой кулачок и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко, чтобы подарить сердечко, а кому я подарю — я об этом не скажу!». Задача ведущего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков, чтобы не заметили другие и сказать: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После чего игрок, у которого «колечко», должен успеть вскочить и отбежать от лавочки, чтоб никто не успел до него дотронуться. Если ему это удается, он меняется местами с ведущим, если нет — игра продолжается в прежнем составе.
«На золотом крыльце...»
Еще один незаслуженно забытый атрибут детских уличных игр — это обычная скакалка. Игра «На золотом крыльце...» научит детей хорошо прыгать и даже избавит от лишнего веса. Ведущий берет скакалку за один конец и медленно крутит ее вокруг себя так, чтобы другой конец едва касался земли, в это время произнося считалку: «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?» Игроки становятся в круг и, как только скакалка доходит до них, перепрыгивают через неё. Тот, кого скакалка задела, выходит из игры. Выигрывает последний, оставшийся «нетронутым». Он же становится ведущим в новой игре.
«Классики»
Всем с детства знакомые «Классики», казалось бы, игра для самых маленьких. Но и сегодня она может помочь малышу выучить цифры от 1 до 10 и укрепит его глазомер. Для этого мелом на асфальте надо нарисовать «классики» — квадратики, внутри которых написана цифра. Играть можно как в одиночку, так и компанией из 2-5 человек (по очереди). Игрок должен попасть камешком в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться назад тем же путем. Побеждает тот, кому удается пройти без остановок путь от 1 до 10. «Стративший» игрок (либо не докинул до нужного квадрата, либо не допрыгал и заступил за линию) передает эстафету другому, а сам потом продолжит с места поражения.
«Резиночки»
«Резиночки» — пожалуй, самые полезные игры для маленьких девочек, которые «не дружат» с координацией движений и чувствуют себя «гадким утенком» среди ровесниц. Для этой игры понадобится 1,5-2 м обычной бельевой резинки, соединенной узлом в кольцо и, как минимум 3 игрока (можно больше). Две девочки надевают резинку на уровень щиколоток и расходятся, став напротив друг друга так, чтобы резинка натянулась в 2 струны. Девочка, играющая первой, должна выполнить прыжки и всякие «фигуры» на резинке в оговоренном количестве, причем с каждым следующим коном уровень высоты резинки повышается: по колени, по пояс, по грудь, по шею. Если играющая ошибается, ее место занимает другая прыгунья, а та надевает на себя резинку (если играют втроем) или становится в очередь для следующих попыток (если играют больше 3 человек). Побеждает та, кто первой прошла все коны.