Детские победы на пути взросления

Автор статьи

Казалось бы — ну о каких победах может идти речь, когда малыш еще «лежит поперек лавки»? И все его задачи, вроде бы сводятся к тому, чтобы кушать, пачкать памперсы и расти на радость маме? Ан нет. Давайте посмотрим на наших деток чуть-чуть с другой точки зрения. И увидим, что их жизнь — сплошная череда побед, эволюций и революций! А наша с вами задача проста — помогать и всемерно поддерживать наших маленьких триумфаторов на их пути, а еще — не мешать им развиваться и познавать этот мир!

Подвиг первый. Я родился!

И это действительно ПОДВИГ! Потому что малыш прикладывает титанические усилия, чтобы пройти по родовым путям, а вовсе не является пассивным «багажом», который мышцы матки должны «доставить в мир». Перегрузки, которые в момент схваток и родов испытывает малыш — сравнимы с перегрузками космонавта. Родившись, малыш, обычно, тут же засыпает — потому что его организму требуется продолжительный отдых и восстановление сил.

Подвиг второй. Держу нос по ветру!

Только что родившийся малыш не умеет держать головку, потому что для того, чтобы это делать — необходимы сильные мышцы, ведь голова — самая «тяжелая» часть его тела. Когда он сидел у мамы в животике, мышцы «накачивать» было неудобно, да и ни к чему, а вот как только наш победитель родился — начинается процесс интенсивных «тренировок». Малыш не просто машет ручками, а прорабатывает мышцы плечевого пояса, не просто старается хоть чуть чуть повернуть голову, а накачивает мышцы шеи и т.д. И вот он, момент истины — малыш поднимает головку, уверенно ее держит и даже умеет поворачивать ее из стороны в сторону!

Подвиг третий. Работаю над взаимопониманием

А проще говоря — гулим-агукаем :) Всех умиляют звуки, которые постепенно учится издавать наш малыш — они кажутся нам такими волшебными и... бессмысленными. Как бы ни так! Ведь гуля, агукая, пыхтя и смешно высовывая язычок наш Гай Юлий Цезарь осваивает возможности своего речевого аппарата. А параллельно — слушает во все ушки речь мамы, радио, телевизор, пение птиц и т. д. — и пытается их воспроизводить! Ну а когда малыш начинает вполне осознанно гулить в ответ на слова, обращенные к нему — поздравляем — он с вами уже РАЗГОВАРИВАЕТ!

Подвиг четвертый. У меня есть ноги, и я на них стою!

Примерно к полугоду малыш начинает предпринимать попытки, цепляясь за опору, вставать на ножки (у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, всё зависит от предварительной тренировки, например, дети, освоившие прыгунки — встают на ножки раньше сверстников). И если взрослому, внезапно утратившему возможность ходить (авария, болезнь и т. д.) для того, чтобы подняться на ноги необходимы годы занятий и тренировок, — малыш проходит этот путь за считанные месяцы. И вот наш победитель стоит в кроватке, ухватившись ручками за перекладину и радостно смеется. Есть чему радоваться — ведь он настоящий ТРИУМФАТОР.

Подвиг пятый. Покоряю пространство

Малыш уже встал на ножки, или уже активно предпринимает такие попытки. Но держать вес его тела и ходить они (ножки) еще не хотят. Все дело в том, что у человека слишком ...мало ног:)) Всего 2, а не 4, как у всех остальных млекопитающих. Но малыш про это не знает, и какая-то там математическая разница в количестве точек опоры нашего исследователя мира на месте удержать не в силах. Поэтому он просто встает на четвереньки — и ползёт! А через пару недель уже так шустро бегает на 4 ногах, что угнаться за ним довольно сложно. Итак — ему уже под силу покорять пространство! Еще один плюс в графу побед.

Подвиг шестой. Мама, я пришел!

У кого-то в 9 месяцев, у кого-то в годик с небольшим — все зависит от состояния здоровья, подготовительной работы по укреплению мышц, готовности вестибулярного аппарата — наступает момент, когда малыш перестает цепляться за мамину руку — и пытается шагнуть самостоятельно. Представьте как это сложно. Ведь ходьба на двух ногах — это череда непрерывных контролируемых мозгом падений. Эволюции потребовались миллионы лет, чтобы научить человека ходить подобным образом. А нашему победителю, уверенно топающему за коляской —меньше года! Вот это темпы!

Подвиг седьмой. Разговариваю с вами на одном языке

Освоение языка, привязка действий, мыслей и образов к определенным созвучиям, которые представляют из себя слова того или иного языка — еще одна вроде бы «банальная» задача, которую в первый год жизни приходится решать нашему маленькому гению. Если же в семье говорят на двух языках (билингвы) — малыш способен легко справиться с задачами их параллельного освоения. Причем, умение разговаривать — это не только достижение логопедическое, но и психологическое — ведь ребенок всё больше постигает мир, учится взаимодействовать, передавать словами свои потребности, желания, слушать других людей и понимать их.

Подвиг восьмой. Ем ложкой

Кому кажется, что это легко — пусть попробует без тренировки съесть тарелку риса китайскими палочками. Плоховато получается? А теперь представьте каково приходится малышу, взявшему в руку ложку. Ведь если подойти к процессу научно, получится целый физиолого-геометрический трактат (взять ложку тремя пальцами; зажать черенок между большим и средним; держа ложку под углом 45 градусов — направить ее к тарелке и т.д.) А ребенок, не зная теории, вполне осваивается с этим сложным прибором за пару недель! Конечно, если мама не теряет терпения, и не отнимает у него ложку со словами «да мне проще самой его накормить»! Самой — проще, но ведь человек познает мир, зачем же ему мешать?

Подвиг девятый. Писаю в горшок

Это один из самых сложных подвигов маленького Геракла. Ведь чтобы перестать писать в памперс автоматически, как только наполняется мочевой пузырь, необходимо осознать связь между давлением внизу животика, вербальным его выражением: «Хочу писать!», временем, когда эти слова нужно произнести, умением снять штанишки, сесть на горшок и т. д. В общем, задачка сложносоставная, и решить ее становится по силам примерно годам к двум: кому-то раньше, кому-то позже, ведь у каждого победителя свои темпы, тактика и стратегия :)

Подвиг десятый. «Я сам!»

Это не просто фраза упрямства, которую ребенок повторяет в случаях, когда мы пытаемся решить ЗА НЕГО какую-то проблему, сделать ЗА НЕГО необходимую работу. Это символ того, что ребенок осознал себя отдельной от вас личностью, что он готов начать принимать решения, действовать, в общем — становиться по-настоящему взрослым! И неважно, что на момент первого произнесения этих слов самостоятельной личности может не исполниться и двух лет. Он(а) — САМ (А)! Он(а) — Личность. Триумфатор. Победитель. И пусть лавровым венком герою послужит ваша любовь, поддержка и конечно же УВАЖЕНИЕ!