Создаем правильный интерьер школьника
Ребенок пошел в школу — это еще одно напоминание родителям, что их чадо взрослеет. А значит пора постепенно, но уверенно передавать в его распоряжение новые сферы и рубежи. Дать возможность ребенку самому решать, что и как будет устроено на его рабочем столе — еще один такой рубеж. И родителям не всегда интерьер школьника дается легко.
Нам, родителям, кажется, что для того, чтобы ребенок хорошо учился, достаточно напомнить ему, что пора делать уроки, проследить, чтобы он сел за стол, поставить лампу с нужной стороны и обеспечить тишину. И этого вроде бы достаточно для правильного интерьера школьника. На самом же деле «рабочий уголок» школьника, вернее его отношение к своему рабочему месту, оказывает непосредственное влияние и на здоровье ребенка, и на его успеваемость. Например, таким образом...
Вчера и сегодня
Сегодняшние школьники (и даже дошкольники) рано начинают осваивать компьютер. И именно наличие компьютера и возможность ребенка им пользоваться для учебы отличают современные столы от тех, что были поколение назад. Поэтому нужно любезно отказаться от письменных столов родом из советского детства, которые заботливые бабушки часто берегут для своих внуков. Такие столы — пусть и в хорошем состоянии, и с ящиками, и с оргстеклом на столешнице — не соответствуют главному требованию: расстояние от монитора до глаз должно быть не меньше 25 см, а на столе должно быть две зоны — одна для работы за компьютером, другая — для чтения и выполнения письменных заданий. Столы, условно говоря, советского образца для этого не подойдут — они дороги как память, но не функциональны. За ними ребенку будет тесно.
Выбирая письменный стол в интерьер школьника, очень важно, чтобы школьнику для всего хватало пространства. И недостаточно учесть только место для учебника и тетради в рабочей «некомпьютерной» зоне. Это взрослый человек может экономить и ютиться, ребенку же важно «расправить крылья» — кроме учебника и тетради ему могут понадобиться словари, карты, кроме ручки для письма в ход пойдут и фломастеры, и карандаши, и линейки с циркулем. И каждой вещи должно найтись удобное место. Здесь все, как с любой другой мебелью: представьте, что у вас в квартире стоит небольшой шкаф и он буквально набит вещами. В результате все ваши попытки сохранять порядок будут напрасны — вещи будут мяться, теряться, создавая общее ощущение бардака. Другое дело — шкаф свободный, где все по полочкам, рассортировано и даже остается место для мелочей и того, что пока не нашло применения. В таком шкафу, знает любая хозяйка, поддерживать порядок легко и приятно. То же самое и с письменным столом школьника, где простор гарантирует удобство и порядок.
Розовое или голубое
Выбирая мебель для интерьера школьника, родители, естественно, руководствуются в первую очередь функциональностью. Если хватает мудрости и средств на «прихоти» ребенка, могут посоветоваться с будущим хозяином мебели — нравится ли она ему, а если нет, то какая нравится больше. А психологи рекомендуют также учитывать не только мнение ребенка и его возраст, но и пол. Так, мальчикам за рабочим столом требуется больше пространства, чем девочкам. Для девочек же больше важно не само пространство, а тактильные ощущения — то есть стол и стул должны быть приятными на ощупь.
«Уперевшись» взглядом в стенку
Для того чтобы освещение при выполнении уроков было «естественным», многие родители предпочитают располагать стол прямо напротив окна. У этого есть свои плюсы (действительно, освещение лучше) и свои минусы (чем младше школьник, тем чаще он может отвлекаться на то, что происходит за окном). Но если стол стоит у стены, а не у окна, из этого можно извлечь максимум выгоды. Самым рациональным решением будет магнитная доска. При этом лучше позволить ребенку проявить самостоятельность и дать возможность самому выбрать доску по цвету и форме. На нее можно крепить расписание уроков, напоминалки, шпаргалки и прочие полезности. Кроме магнитной доски на стену над столом будет полезно повесить часы, чтобы ребенок мог следить за временем и приучаться делать 5-10-минутные перерывы между занятиями.
Простор для фантазии и самостоятельности
Ребенок пошел в школу — это еще одно напоминание родителям, что их чадо взрослеет. А значит, пора постепенно, но уверенно передавать в его распоряжение новые сферы и рубежи. Дать возможность ребенку самому решать, что и как будет устроено на его рабочем столе — еще один такой рубеж. И родителям не всегда он дается легко. Ведь так хочется навести там порядок — сложить все стопочками (так, что потом ребенок будет долго искать свои записи или рисунок или нужную книжку), выкинуть старую ручку (но с красивым корпусом — просто сокровище) и т.д. Но чем раньше стол будет отдан в распоряжение ребенка, тем меньше будет в семье конфликтов на тему «отцов и детей». Пусть ваш школьник — уже такой самостоятельный человек! — сам решает, что и как ему делать, расставлять, сохранять или выкидывать.
А чтобы его «творческий беспорядок» не огорчал родителей, достаточно снабдить рабочее место ребенка коробкой с выдвижными ящичками, емкостями для хранения разной мелочи, а по мере необходимости «довешивать» полки для книг, компакт-дисков, тетрадей и прочих атрибутов учебного процесса, и примерно раз в неделю напоминать своему юному Эйнштейну (Паскалю, Пушкину, Софье Ковалевской), что пора наводить порядок на столе. С этим несложным заданием, под вашим присмотром, может справиться даже первоклашка. Главное, чтобы он сам раскладывал все по порядку, знал, что где лежит, и откуда это «что-то» можно взять. А когда на рабочем столе порядок, то и в голове образуется хоть какое-то его подобие.
|