Режим дня: необходимость или пережиток прошлого?
Для чего нужен режим дня ребенку-школьнику. Так ли важно его соблюдать для здоровья детей?
Сегодня часто можно услышать от родителей: «Мой вот в школу пошел. Знаете, какая сейчас учебная нагрузка? Еле уроки успевает делать, устает ужасно и спать валится без задних ног»... Очень знакомые слова, не правда ли? Никто не спорит — нагрузка сейчас на детей падает немаленькая. Ведь мы хотим, чтобы наш ребенок был самым-самым: и по-английски разговаривал, и в математических олимпиадах призовые места занимал, и... Ну в общем, каждый родитель может продолжить этот список.
И почти каждый скажет (если спросить, конечно), что на очередной диспансеризации детский невролог «понаписал» в медицинскую карту ребенка целую страницу жалоб: быстрая утомляемость, неспособность концентрировать внимание и т.д.
Так что же теперь — отказываться от мысли дать ребенку хорошее образование, чтобы тем самым сохранить его здоровье? Да нет, не стоит. Просто нужно вспомнить такое старое, хорошо забытое понятие, как РЕЖИМ ДНЯ.
Психологи и педагоги утверждают — режим дня необходим в любом возрасте, он является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Режим организует, создает ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы, благодаря которым организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности.
Режим=безопасность
Например, у новорожденных при приближении привычного времени кормления начинают вырабатываться пищеварительные соки, а ко времени «укладывания спать» ребенок становится сонным. Нервная система маленьких детей очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды, а соблюдение режима позволяет малышу чувствовать себя защищенным и создает состояние стабильности. Нет больших консерваторов, чем маленькие дети, поэтому все, что происходит по графику, привычно, без нововведений и потрясений — очень нравится ребенку. Если не верите — попробуйте предложить малышу попробовать какую-нибудь новую для него еду, пусть самую вкусную и сладкую. Он долго и недоверчиво будет отнекиваться, потом, может быть, на пятый или десятый раз опасливо попробует... Так же и с режимом — любой сбой графика воспринимается очень тяжело, поскольку «привычка свыше нам дана...»
В дошкольном возрасте привычка к определенной последовательности действий в течение дня, например мытье рук перед едой или послеобеденный сон, повышают дисциплинированность и ответственность ребенка. Психологи особо отмечают, что наличие режима дня в дошкольном возрасте служит залогом правильного формирования нервной системы ребенка, выработки уравновешенности и трудолюбия, крепкого здоровья. Это дает возможность привить ребенку необходимые навыки, которые, закрепившись, остаются на всю жизнь и обеспечивают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов.
Первый раз в первый класс
А что же школа?! Все прежние режимы и распорядки здесь непригодны, но по-прежнему нужны, ведь ребенок продолжает расти и развиваться.
Как известно, самый трудный — первый год учебы в школе. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. Ко всему нужно приспособиться, привыкнуть. Теперь приходится много сидеть, мало двигаться, уметь концентрировать свое внимание, а любой здравомыслящий родитель хочет, чтобы ребенок при этом вел здоровый образ жизни. Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, и обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт вашего чада, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня.
Грамотно организованный режим дня способствует нормальному росту и развитию, укрепляет здоровье детей и в то же время помогает справляться с большими учебными нагрузками, т. к. четкое чередование определенных видов деятельности увеличивает способность восприятия и переработки информации.
А вот сокращение продолжительности ночного сна, времени прогулок на свежем воздухе в угоду процессу подготовки уроков может, действительно, способствовать тому, что этот «процесс» станет бесконечным кошмаром и приведет к быстрому истощению центральной нервной системы. А соответственно, снизит работоспособность, успеваемость и, к сожалению, негативно отразится на здоровье ребенка. И начнутся бесконечные простуды, обусловленные стойким снижением иммунитета, аллергии, гастриты и прочие заболевания, по большей части обусловленные психологическими проблемами и нарушениями в работе нервной системы. Все болезни от нервов — это утверждение верно и для детей!
Сон — лучшее лекарство
Как правило, встают школьники в одни и те же определенные часы, а вот ложатся спать в одно и то же время редко, всегда находятся «нужные дела», а родители не против, чтобы их чадо легло спать чуть позже намеченного. Запомните, сон — важнейший компонент режима — именно он позволяет полностью отдохнуть и восстановиться для дальнейших свершений. Недосыпание же вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности или, наоборот, возбуждения. Поэтому необходимо изначально приучить новоявленного школьника не только вставать, но и ложиться в строго определенные часы.
А вот в выходные дни — никаких побудок! Пусть ребенок спит столько, сколько нужно его организму. Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10,5 часов в сутки, подросткам — не менее 8-9 часов, в противном случае их работоспособность падает как минимум на 30 %.
Режим питания нарушать нельзя!
Питание не менее важно для нормального физического и психического развития, чем сон. Для школьника оптимален 4-5-кратный режим питания. Ужинать ребенок должен не позднее чем за 1-1,5 часа до сна. После ужина и до сна у ребенка должно быть свободное время — пусть этот час ваше чадо проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, только постарайтесь исключить шумные подвижные игры.
Да здравствуют перемены!
В школе каждые 40-45 минут учебной работы чередуются с переменками. И это не просто время для того, чтобы дети перешли из класса в класс. Давным давно нейрофизиологи установили, что именно такой режим — 3:1 оптимален для восприятия учебной информации. Не стоит забывать про это и дома. Поэтому каждый час подготовки уроков должен завершаться переменкой. Можно включить музыку, потанцевать, размяться, сделать несколько упражнений для расслабления глаз.
И очень важно соблюдать 2-3 часовой перерыв между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков дома. Причем лучше всего это время проводить на свежем воздухе. Не надо бояться, что ребенок «загуляется и уроки на ум не пойдут». Пойдут. Только надо сформировать у ребенка привычку — пообедал, погулял, пришел домой, сел делать уроки. На первых порах, безусловно, потребуется родительский контроль, но усилия того стоят, потому что учеба в школе — процесс не однодневный, и важно его наладить с самого начала.
В общем, вопрос «Нужен ли школьнику режим дня?», скорее, должен звучать так: «Сколько усилий готовы приложить родители, чтобы помочь ребенку оптимизировать учебную нагрузку, научить его не забывать о здоровом образе жизни, грамотно работать и отдыхать?»
|