При каждом плановом осмотре педиатр отмечает рост ребенка, его вес и окружность головы. Полученные показатели сравниваются со специальными таблицами, в которых отражен средний показатель нормального роста и веса. Если малыш окажется ниже или выше, худее или толще, это еще не повод для беспокойства. Данные таблицы созданы для врачей, чтобы серьезные отклонения и нездоровые тенденции не остались без внимания. Тоже касается и так называемых вех развития малыша. Так, в медицинских скрининг-тестах часто указывается, что в среднем дети начинают ходить в возрасте одного года. Таких детей большинство. Но нормой для освоения ходьбы считается период с 10 до 15 месяцев. Поэтому если ребенок начал ходить раньше или позже года (то есть не тогда, когда это умение приходит к большинству детей), это не говорит ни о каком отклонении. Самой правильной таблицей процесса развития ребенка является та, которую они заполнили сами. Она показывает главное — прогресс, развитие ребенка. Это развитие может быть скачкообразным, когда родители восклицают: «Ребенок вырос буквально за одну ночь!». Или последовательным или постоянным. Показатели развития могут отражать генетическую предрасположенность ребенка к определенному телосложению, могут быть скорректированы питанием малыша. Все естественно и индивидуально. А средние показатели, по которым можно ориентироваться, но на которые не нужно равняться, таковы.
Первое полугодие, процесс развития ребенка
|
Первый месяц
|
Второй месяц
|
Третий месяц
|
Что умеет?
|
Плачет, прижимается к маме, гулит
|
Устанавливает зрительный контакт с родителями
|
Играет своими ручками
|
Физическое развитие
|
Едва поднимает голову от поверхности, иногда возникают подергивания мышц, лежит согнувшись, как в матке
|
Мышечные судороги проходят, поднимает голову на 45 градусов.
|
Приподнимает голову и поворачивает ее из стороны в сторону, выполняет ногами «велосипед», переворачивается со спины набок
|
Моторика рук
|
Руки сжаты в кулаки, погремушку держать не может
|
Бесцельно машет руками, некоторое время держит погремушку
|
Пытается ударять по предметам, трясет погремушку, хватает окружающих за одежду и игрушки
|
Речевое и коммуникативное развитие
|
Кричит требовательно; отличает голоса родителей от других голосов; улыбается во сне; лучше всего видит на расстоянии 20-25 см.
|
Гулит, улыбается в ответ на улыбку, выражает радость и огорчение, следит глазами за движущимися людьми
|
Разные потребности выражает разными криками, начинает смеяться
|
Интеллектуальное развитие
|
Начинает доверять
|
Устанавливает ассоциации: покричу — меня возьмут на руки
|
Знакомится с понятиями причины и следствия: «ударю по карусели, она движется»
|
Что любит
|
Когда укачивают и носят на руках, слышать голоса родителей
|
Смотреть на музыкальные карусели, черно-белые узоры, массаж, классическую музыку
|
Махать руками, перекладывать из руки в руку погремушку
|
|
Четвертый месяц
|
Пятый месяц
|
Шестой месяц
|
Что умеет?
|
Следит за перемещением предмета
|
Берет предмет точным движением руки
|
Сидит
|
Физическое развитие
|
Опирается на локти, переворачивается с живота на бок
|
Переворачивается с живота на спину, качается на животе, может перемещаться, извиваясь, может хватать свои пальцы ног
|
Переворачивается в обе стороны, упирается в пол пальцами ног и толкается ногами и руками, чтобы достать до игрушки
|
Моторика рук
|
Тянется двумя руками, хватает предметы рукой, притягивает к себе висящие игрушки
|
Начинает играть с кубиками, берет игрушки в рот
|
Указывает на игрушки, берет мелкие игрушки указательным и большим пальцами
|
Речевое и коммуникативное развитие
|
Пускает пузыри, плюется, весело смеется от щекотки, хлопает ручками, когда просится на руки
|
Поворачивает голову к говорящему, пытается имитировать звуки, лепечет «ба-ба-ба» чтобы привлечь внимание
|
Произносит разнообразные звуки, хлопает руками, опускает глаза
|
Интеллектуальное развитие
|
Знает, что вещи и живые существа имеют названия (например кошка, бутылочка)
|
Отталкивает рукой ложку с лекарством
|
Пытается сообразить, как взять третий кубик, если в обеих руках уже есть по кубику
|
Что любит
|
Играть с погремушками
|
Сжимать пищащие игрушки, играть в прятки
|
Качаться, прыгать, стучать игрушками
|
Второе полугодие, процесс развития ребенка
|
6-9 месяц
|
9-12 месяц
|
Что умеет?
|
Ползает
|
Переползает через предметы, ходит вокруг опоры
|
Физическое развитие
|
Наклоняется вперед за игрушкой, стоит, опершись о мебель, сидит без поддержки
|
Переходит из положения на четвереньках в положение сидя, ходит с поддержкой
|
Моторика рук
|
Хватает игрушки на лету, роняет их, чтобы посмотреть, как они падают, пьет из чашки
|
Показывает указательным пальцем, ставит кубики один на другой, проявляется доминантная рука
|
Речевое и коммуникативное развитие
|
Реагирует на свое имя, лепечет хаотичные сочетания согласных и гласных
|
Понимает слово «нельзя», соединяет простые слоги в слова («ма-ма», «да-да»), машет рукой на прощание
|
Интеллектуальное развитие
|
Боится незнакомых людей
|
Помнит, где игрушка, если ее спрятать, демонстрирует боязнь разлуки
|
Что любит
|
Игры-рифмовки, катать мяч, следить за мыльными пузырями и хватать их
|
Игры с емкостями: любит выливать, наполнять, опорожнять; разглядывать себя в зеркале
|