Гамму за папу, гамму за маму… Нужно ли ребенку обучение в музыкальной школе?
Еще лет двадцать назад было весьма модно иметь дома скрипку или пианино: обучение в музыкальной школе было обязательным условием для ребенка для интеллигентной семьи. А сейчас?
Однажды я стала свидетельницей жаркой дискуссии во дворе детского сада. Модно одетая, подтянутая мама оживленно жестикулировала, рассказывая, что в ее семье растет новый Моцарт: двухлетний ребенок проявляет небывалый интерес к скрипке! Вот просто не расстается! Обнимает, пытается кашей накормить (что пресекается, потому что скрипка дорогая, фамильная) и практически на горшок не сядет, если не услышит концерт номер три Шнитке.
Будущий Моцарт стоял неподалеку и расковыривал дырку в асфальте с полным осознанием своего великого предназначения.
Помилуйте, — робко возражали маме гения, — да ваш сын ростом меньше скрипки еще, какое тут развитие музыкального таланта, подождите года три. Но мама была непреклонна. Она очень боялась, что промедление убьет в сынишке маленького внутреннего Вольфганга Амадея.
С древнейших времен развитие музыкального таланта было одним из важнейших пунктов образования. В античной Греции и Риме, в древнем Китае, в салонах галантного века и в русских дворянских усадьбах начинали приобщать детей к музыке с первых лет их жизни. В современном обществе неумение бряцать на сладкозвучной лире, конечно, не заслужит брезгливого удивления — однако наличие серьезных познаний в области музыки всегда вызывает уважение. Поэтому многие родители выбирают для своих детей обучение в музыкальной школе — для общего развития. Даже если чадо не порывается накормить скрипку кашей. «Потом спасибо скажет» — очень распространенный аргумент. И их можно понять, ведь они хотят для ребенка самого лучшего.
Стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу? Что она дает, кроме конкретных умений верно взять
Любой преподаватель скажет вам: музыкальное образование делает человека более коммуникабельным, открытым, музыка учит чувствовать и понимать эмоции людей (сколько раз ученикам приходится пропускать через себя ту или иную мелодию, пытаясь прочувствовать, что хотел сказать композитор!), выражать свои переживания. Привычные к нотным записям ученики музыкальных школ, как правило, обладают высокой грамотностью. Занятия музыкой учат управлять своим телом. Развитое чувство ритма помогает при изучении иностранных языков. Наконец, обучение в музыкальной школе приучает ребенка к кропотливому каждодневному труду, воспитывает ответственность.
Отличный набор качеств!
Хотя, в принципе, примерно то же самое вам расскажет и хороший преподаватель изобразительного искусства, и «болеющий» своим делом тренер по каратэ, и талантливый повар. Потому что серьезное, глубокое погружение в
Так что же делать с «общим развитием»?
Опустим здесь ситуацию, когда ребенок сам проявляет большой интерес к музыке, с удовольствием слушает записи, просит научить его играть на
Но как быть, если чадо упирается?.. Вы наверняка слышали немало рассказов о людях, которых в детстве приходилось принуждать к занятиям сольфеджио, но вот они выросли и стали знаменитыми музыкантами… И сейчас благодарны родителям за то, что те не позволили им в свое время забросить музыкальную школу.
Но также среди нас много людей, которые
«Терпеть не могу виолончель, но мама говорит: ты ничего не понимаешь, вырастешь, спасибо скажешь. Когда я вырасту, я ее за шкаф задвину и больше не притронусь.
«Ненавижу музыкальную школу, у меня совсем ни на что не остается времени. Туда надо ходить три дня в неделю, да еще дома по три часа каждый день заниматься…» Саша, 9 лет
Поэтому по возможности постарайтесь абстрагироваться от своих представлений о том, что ребенок «должен» и «не должен». Вместо вопроса, как заставить чадо полюбить музыку, лучше задаваться вопросом, как определить таланты ребенка. Не бывает такого, чтобы человек имел талант, не имея ни малейшей склонности к этому занятию.
Если ребенок уже год мучается с баяном, превозмогая отвращение, возможно, не стоит отнимать у него драгоценное время? Направьте его энергию в
Если боитесь «упустить талант» — чаще общайтесь с преподавателями в музыкальной школе. Им виднее, насколько ваше чадо перспективно: через их руки прошло множество детей, и определить таланты ребенка они могут увереннее. Твердо настаивать на продолжении нелюбимых занятий можно только в том случае, если преподаватели в один голос твердят о даре, абсолютном слухе и блестящем будущем. И то — имеет смысл задуматься, почему такой одаренный ребенок так не любит гаммы и арпеджио. Возможно, имеет смысл сменить школу или преподавателя?
|