Дополнительное образование школьника: мода или необходимость?

При поступлении в школу перед родителями всегда встает вопрос — предлагать ли ребенку дополнительное образование в школе? Надо ли позволять детям развиваться самостоятельно или обязательно формировать их досуг «по своему образу и подобию» (танцы, английский, музыкальная школа и т.п)? Этот вопрос не прост, так как современные дети, не в пример нам самим, испытывают совершенно другие школьные нагрузки, и вопрос о дополнительных секциях и кружках нужно решать индивидуально.

«В человеке все должно быть прекрасно...»

Сегодня при отсутствии дополнительного образования могут возникать проблемы с поступлением в престижные школы или институты, и родители вынуждены загружать детей: помимо основной школьной программы, еще и масса занятий (обычно эти кружки-секции начинаются еще в дошкольном возрасте, что может прививать привычки к посещению дополнительных предметов). Но нужно ли такое образование детям? С точки зрения педагогов, дополнительное образование развивает познание, что помогает в удовлетворении интересов самого ребенка. Это могут быть эстетические и художественные навыки, научно-технические знания, физкультурные и спортивные, патриотические и религиозные, краеведческие или театральные. Зачастую выбор дополнительных направлений в образовании ограничивается только финансовыми и организационными возможностями родителей и места проживания — есть ли подобные кружки, сколько они стоят и далеко ли до них добираться. Такое образование позволяет воспитать гармоничную и всесторонне развитую личность, почти по Чехову, с возможностями дальнейшего саморазвития.

Плюсы дополнительного образования

Прежде всего, занятия в кружках и секциях — это смена вида общения и деятельности. Обычно обстановка в них более неформальная, нежели в школе, и дети могут более свободно общаться и развиваться. Нет жестких требований к дисциплине и изучению скучных или неинтересных данных. В кружках и секциях занятия проводятся исходя из интересов ребенка, педагоги не столь строги, позволяется вставать, пошуметь, и даже пошалить в пределах разумного. При этом ребенка совершенно не разбалуют подобным отношением.

Дополнительное образование в школе  — это еще и знакомство с новыми детьми и взрослыми, но группы малочисленные, а для занятий обычно отводится отдельное и оборудованное помещение. В отличие от школы, во время перерывов детей не окружают шум и суета, поэтому такая деятельность может позволить «отдыхать от школы».

Также такие занятия интересны увлекательным делом, возможностью поиграть, смастерить что-либо своими руками, узнать много нового и поделиться своими идеями и мыслями с ровесниками. В хороших кружках детям предлагается смена деятельности и возможность отдыха — как пассивного, так активного.

За счет занятий в секции или кружке можно грамотно организовать досуг ребенка, разнообразить и расширить круг его общения, найдя единомышленников в его любимом деле, приобрести новых друзей. Занятия в таких кружках помогают в формировании самостоятельности и ответственности, тренируют память и многие другие качества. И естественно, опытные педагоги помогут в развитии талантов ребенка и выявлении его скрытых способностей, что повышает самооценку ребенка и открывает перспективы для выбора профессии в будущем.

Минусы дополнительного образования

Но не все так гладко. Одним из самых основных минусов в подобном образовании является снижение количества свободного времени ребенка и повышение нагрузок на его организм. Если помимо школы ребенок ходит на карате, в музыкальную школу и на английский, а потом вечером делает уроки, то времени «на себя» и просто привычные детские занятия у него совсем не остается. В выходные многие родители нагружают детей не менее, чем в будни, в итоге — детям просто не остается привычного детства с гуляниями во дворе и играми в парке. Это решается рациональным выбором одной секции или кружка, но без излишней загруженности.

Не меньшей проблемой могут стать и вопросы со здоровьем при неверном выборе занятий. Если это спорт, то выбор без учета способностей и особенностей телосложения, чрезмерные нагрузки в погоне за рекордами. Если это какие-либо интеллектуальные занятия — если они выбраны без учета особенностей нервной системы и психологических особенностей ребенка. И не меньшую роль играет здесь и человеческий фактор: каким образом на детей влияют педагоги, руководители секции, тренеры. Порой в определенные этапы жизни они могут оказать даже большее, чем сами родители, позитивное (или негативное) влияние.

Безусловно, крайне негативное влияние на ребенка будут оказывать занятия «из-под палки», когда выбором кружков и секций занимаются сами родители, исходя из своего понимания о том, что нужно в жизни ребенка, а чего не нужно. Тогда они пытаются лепить ребенка по своему образу и подобию, порой запоздало реализуя свои несбыточные мечты. Но вместо феноменальных успехов и рекордов их ожидают слезы и скандалы, нарушение успеваемости и плохой сон, неврозы и стрессы, а иногда даже развитие хронических заболеваний. Поэтому крайне важно прежде всего опираться при выборе дополнительных занятий на стремления и возможности самого ребенка, а не на собственные представления об «организованном досуге».

Конечно дополнительное образование в школе  — это важная часть жизни ребенка, его возможность реализовать себя, развить свои таланты и наклонности. Но если ребенок не хочет посещать какие-либо кружки и секции — стоит ли его к этому принуждать? Может быть, дать ему возможность просто расти здоровым и счастливым — и есть единственное верное решение? Согласитесь, есть над чем подумать...

12.10.2022
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии