Дисграфия у школьников: как распознать и что делать?

Начало учебы сопряжено для ребенка и его родителей с множеством проблем. Одна из них - трудности с чтением и письмом. Вдруг выясняется, что ребенок не в ладах с русским языком, хотя отлично справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Начало учебы — это не только радостный трепет перед новыми знаниями, но и множество проблем, как для самого ребенка, так и для его родителей. Одна из самых распространенных — трудности с чтением и письмом. Вдруг выясняется, что ваше чадо не в ладах с русским языком, хотя отлично справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких сообразительных, но лишенных речевой одаренности детишек, отправляют к психологу или к логопеду. Но иногда пытаются переучить самостоятельно. И последний вариант способен значительно усугубить проблему.

Симптомы дисграфии

Дисграфия у школьников, логопед, симптомы При дисграфии у школьников дети с трудом овладевают письмом: все, что они пишут или пытаются писать, содержит множество грамматических ошибок. Они не знают, что такое заглавные буквы, знаки препинания, у них корявые, «пьяные» буквы. Все это чаще всего оборачивается настоящей мукой для ребенка и его наставников: учителя и родители пытаются взять «бестолковое» дитя измором: часами проводят с ним над букварями, прописями и тетрадками, учат опостылевшие правила. В итоге дети испытают такое отвращение к «граниту науки», что отказываются посещать уроки русского языка, закатывают родителям истерики и чувствуют ужас при малейшем упоминании о «жи, ши» и «ча-ща».

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» . Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «П» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк «плывет» окончательно.

На языке науки

А профессионалы говорят, что у детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания и даже эмоционально-волевой сферы. На деле все не так страшно, как звучит, и при грамотном подходе нарушение речевого поведения достаточно быстро поддается корректировке.

Ошибки, чаще всего встречающиеся на письме:

  • замена похожих по начертанию букв: Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов к буквам;
  • пропуски элементов букв;
  • зеркальное написание букв.

Факторы риска дисграфии

Большинство педагогов сходится во мнении, что дисграфия у школьников — это не врожденное расстройство: его можно и нужно корректировать. Но лучше знать факторы риска, которые могут спровоцировать дисграфию у ребенка. Вот они:

  1. Ваш ребенок левша.
  2. Ваш ребенок — переученный правша.
  3. В вашей семье говорят на двух или более языках.
  4. Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  6. У вашего ребенка были проблемы, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), суба (шуба).

Тактика борьбы с дисграфией

Дисграфию лучше не устранять, а предупреждать. И делать это нужно не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Если лечить дисграфию могут только специалисты, то попытаться предотвратить ее под силу родителям. Для этого нужно всего лишь почаще уделять своему ребенку внимание. Под вашим чутким руководством чадо должно выполнять задания, которые будут способствовать у него развитию навыков чтения и письма. Например:

  • Раскрасить буквы: красным цветом — гласные, синим — согласные.
  • Обвести букву по точкам.
  • Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала).
  • «Нарисовать» букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква.
  • Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение).
  • Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).
  • Обвести найденную букву (красным или синим цветом).

Что делать, если дисграфия уже есть?

Дисграфия у школьников, советы родителямМаме и папе вряд ли удастся ее исправить, нужна помощь квалифицированного логопеда. Занятия с логопедом проводятся по определенной системе: специалист использует различные психологические приемы, речевые игры, магнитную азбуку для составления слов и т.д. Ребенок должен усвоить особенности произношения определенных звуков и то, какой букве при письме этот звук соответствует. Логопеды активно используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц...

Несколько советов родителям

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только не приносит пользы, но и наносит вред психике ребенка и увеличивает количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Чего нельзя делать?

  1. Не надо мучить ребенка, «долбить» с ним одни и те же опостылевшие правила. Так вы усугубите проблему.
  2. Не предлагайте ребенку исправлять ошибки, постарайтесь сделать так, чтобы он их не делал. Суть исправления дисграфии у школьников в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз концентрирует внимание ребенка на них. А наша цель сделать так, чтобы он забыл о том, как НЕ надо писать. И здесь уже должны постараться не только логопеды, но и вы сами.
04.05.2021
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии

helgerda
02.04.2012 09:52
Тот, кто работал в начальных классах, сталкивался с проблемой дисграфии у учеников-первоклашек очень и очень часто, к сожалению.