Девочки-мальчики, курточки-фартучки…

Автор статьи
Чударина Ольга, Медицинский журналист, постоянный автор профессиональных изданий для врачей и фармацевтов, руководитель контент-бюро "Гильдия Ф&М".

Страсти по школьной форме до сих пор не улеглись. Мало какой вопрос способен наделать столько шума на родительском собрании, как предложение школьной администрации нарядить учеников в форменные костюмчики. Причем как у сторонников учебного единообразия, так и у его противников, есть свои веские аргументы.

Каждому родителю современного школьника приходилось ностальгически вздыхать, глядя на подросшее чадо и вспоминая собственные школьные годы. Торжественные линейки, шумные перемены, новенький скрипучий портфель, складки белого фартука, яркую эмблему на рукаве пиджачка. Теперь форма в большинстве школ отменена, и только на последний звонок выпускницы наряжаются в коротенькие коричневые платьица, отдавая дань традиции.

Отменить — отменили, а страсти по школьной форме до сих пор не улеглись. Мало какой вопрос способен наделать столько шума на родительском собрании, как предложение школьной администрации нарядить учеников в форменные костюмчики. Причем как у сторонников учебного единообразия, так и у его противников, есть свои веские аргументы.

Скованные одной цепью...

Главное назначение школьной формы, как и любой форменной одежды — поддерживать дисциплину, как внешнюю, так и внутреннюю.

Главное назначение школьной формы, как и любой форменной одежды — поддерживать дисциплину, как внешнюю, так и внутреннюю. Это чистая психология: человек в форме — будь то курточка с эмблемой, академическая мантия, белый халат или полосатая роба — уже не просто Вася Иванов, а часть единого целого. Форма сигнализирует о его принадлежности к некоей организации, общественному институту, о роде занятий. Это, безусловно, повышает сплоченность коллектива, личную ответственность, способствует самоконтролю, ведь проступок одного человека может бросить тень на всех. Отдельные школы, где введена форма, отличаются хорошей дисциплиной. Плюс? Конечно, плюс.

С другой стороны, в своем праве те, кто утверждает, что подобная уравниловка способствует подавлению индивидуальности. Бесконечные ряды одинаково одетых людей, как из романа Замятина, способны ужаснуть и заставить рисовать в воображении невеселые картины антиутопического будущего. Высокая дисциплина? Еще бы! Ведь людьми без индивидуальности гораздо проще управлять. Это, конечно, нарисовано очень темными красками, но доля истины здесь есть.

Интересна также реакция самих детей. Ученики начальных классов ничего не имеют против школьной формы и были бы рады ее носить как доказательство своей «взрослости». А вот в среднем звене начинаются конфликты: подавляющее большинство подростков наотрез отказываются надевать форму, считая, что это будет мешать их самовыражению.

Я надену все лучшее сразу...

Считается, что несомненным достоинством школьной формы будет стирание граней между детьми из состоятельных семей и теми, кто испытывает финансовые затруднения.

Считается, что несомненным достоинством школьной формы будет стирание граней между детьми из состоятельных семей и теми, кто испытывает финансовые затруднения. В этом, конечно, есть смысл. Пропасть между людьми с разным уровнем достатка появляется уже в школьные годы. С другой стороны, дети есть дети — даже если нарядить всех в одинаковую форму, этим социальных различий не скрыть: остаются еще, скажем, мобильные телефоны, новые компьютеры или небрежные рассказы о семейных поездках на Гоа. «Принцы» и «нищие» были и будут всегда в любом обществе, и их отличает не только стоимость пиджака, но и разница психологий.

И все-таки школа — место для того, чтобы получать знания, а не самоутверждаться путем демонстрации нарядов, не так ли?

Не входи, родимая, попусту в изъян...

Инициатива учебного заведения по введению школьной формы очень часто разбивается о протест родителей: школьная форма — лишние финансовые траты, весьма ощутимые для большинства семей.

Это действительно так. Комплект школьной формы для одного ребенка на разные случаи: повседневная, праздничная, спортивная — обойдется семье примерно в две с половиной тысячи рублей по самым скромным подсчетам. А если ребенок в семье не один? Вдобавок, каждый родитель знает, как быстро «горит» на детях одежда. Суммы растут и теряются в бесконечности.

С другой стороны, ведь ребенок все равно не голым в школу ходит? Купить один комплект универсальной школьной одежды и в течение года заботиться только о носках и майках — это ли не экономия?

Малоимущие семьи, главные противники «форменной» инициативы, готовы одевать детей как школе будет угодно, но при условии, что им будет предоставлена возможность покупать форму по сниженным ценам или получать бесплатно. Теоретически это осуществимо. Но только в том случае, если производство школьной формы примет большие промышленные масштабы, как лет двадцать назад. Но нам до этого еще далеко. Директивы «сверху» не будет: каждой школе предоставлена возможность решать вопрос с формой самостоятельно, утверждать дизайн, искать производителей. Здесь большой экономии не добиться.

Дуэли на калькуляторах продолжаются.

И это только некоторые из пунктов, по которым ведется полемика. Существует еще множество вопросов, по которым сторонники и противники школьной формы никак не придут к согласию. Что, например, делать с ребенком, который не носит форму, принятую в школе? Отчислять, нарушая его право на обучение? Давить на родителей? Не будет ли это вымогательством? Как быть, если вся школа согласна на введение формы и только один класс против и не идет на компромиссы?

Интересен пример стран, где на данный момент существует единая школьная форма, скажем, в Японии. Форма воспринимается учениками и родителями как должное, как один из атрибутов учебы, и отношение к ней вполне спокойное: это традиция. Никому ведь не придет в голову, работая в большом офисе, защищать свое право на самовыражение отказом от делового костюма? А школьная форма — по сути, тот же деловой костюм. Отмена обязательного ее ношения в 1992 году нарушила традицию — и породила полемику, кипящую до сих пор. Кому-то эта проблема кажется надуманной, а для кого-то — принципиально важной. И главная причина поднятого шума заключается в том, что вопрос предлагается решать в каждой школе своими силами. Очевидно, если бы решение о введении школьной формы было принято на государственном уровне, конфликтов было бы меньше. А пока этого нет, вопрос, быть или не быть накрахмаленным фартучкам остается открытым и животрепещущим.

Автор статьи
14.06.2024
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии

helgerda
24.09.2010 10:42
Ну да, я тож считаю, что дурака сваляли, когда отменили форму в 90-е годы. Была и была, и никто не думал, что может быть по-другому. А сейчас поди загони деток в форму:)))) - гыгыгы - с классом моего сына вот уже 11 год подряд борются периодически, а потом отстают. Сломанной системе костыли не приставишь...
Эль
27.09.2010 11:52
Каждая школа теперь имеет право самостоятельно решать нужна ли ей форма и это правильно.