Превед, дислексия: что делать с болезнью Эйнштейна и Тарантино
Трудно поверить, но Альберт Эйнштейн был дислектиком, и его гениальная теория относительности была продуктом десятисекундной работы мозга! Десятки, сотни известных людей, предположительно, в детстве страдали дислексией: Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Квентин Тарантино, Петр I – список довольно впечатляющий!
Так уж устроено общество: все, что не вписывается в его стандарты, оно стремится исправить «под себя». Хорошо, если в ход идут гуманные методы — когда соблюдаются принципы разумности и последовательности. Очень часто нам не хватает терпения и такта принять то, что не вписывается в привычные рамки. А если речь идет о необычном ребенке, то от того, насколько гибкими и осторожными будут методы нашей работы с ним, зависит не только его адаптация в школе, но и психическое и физическое здоровье.
«Отстающий!» — именно это обидное слово чаще всего слышит в свой адрес ребенок, страдающий дислексией.
Что же это за болезнь такая, и почему в остальном нормально развивающийся, в чем-то превосходящий не только детей, но даже взрослых, ребенок вдруг сталкивается с проблемами чтения, письма, да и просто обучения в целом? Примеров таким парадоксам масса.
Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках произношения стойкого характера. Первые ее признаки можно элементарно «проморгать», и тогда ребенку в школе будет очень тяжело. Как распознать дислексию?
Все симптомы дислексии — это симптомы дезориентации. Дело в том, что в процессе чтения участвуют сразу три аналазитора (участка мозга): зрительный, слуховой и двигательный (артикуляция). Если в центральной нервной системе хотя бы один анализатор перестает подчиняться остальному «оркестру», то процесс восприятия и произнесения слова нарушается. Основная причина — неспецифическое развитие полушарий мозга. У большинства людей задняя доля левого полушария (логика, речь) обычно немного преобладает над правой (творчество, эмоциональность). У дислектиков, как правило, обе доли равны. Ребенок с дислексией не может принять окружающую действительность так, как воспринимают ее другие люди. У таких детей появляются проблемы не только в чтении и письме, у них возникают трудности с восприятием информации; дезориентация в пространстве, дезорганизация; неуклюжесть; дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.
Почему так происходит? Дело в том, что ребенок с дислексией мыслит не словами и фразами, как большинство людей, а трехмерными образами. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. Отсюда — спутанность сознания.
Если оставить проблему нерешенной, то ребенок найдет свое собственное решение, которое не всегда будет оптимальным для него. Детские психиатры выделяют сотни типов компенсирующего поведения, которые дислектик может придумать для выхода из состояния спутанности: предельная концентрация при чтении; произношение каждой буквы каждого слова при чтении; зазубривание; уклонение от учебы; зависимость от других.
Нужно ли говорить, что все эти решения могут не очень хорошо сказаться на здоровье ребенка? Так, при предельной концентрации у него может сильно разболеться голова, усилится состояние спутанности; зазубривание исключает понимание, а значит, ставит под вопрос эффективность обучения.
Но при всем при этом дети с дислексией, как правило, творчески одарены не по годам. Чаще всего, способностями витающего в неземных сферах ребенка остаются довольны преподаватели изобразительного искусства и музыки. У дислектиков высоко развита интуиция и проницательность; они думают и воспринимают действительность в многомерном представлении, используя все органы чувств; могут воспринимать свои мысли как реальность; имеют яркое воображение.
Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности.
Если вы столкнулись с диагнозом «дислексия», то не спешите расстраиваться сами и расстраивать родных и близких. Дислексия не является результатом серьезных нарушений. Она не вызывается пороком развития мозга, внутреннего уха или глазных яблок. Это — особый способ реагирования на окружающий мир.
Ребенок с симптомами дислексии абсолютно нормален. И даже гениален, как считают многие специалисты. Во многих других областях такой человек может проявлять недюжинные способности. Трудно поверить, но Альберт Эйнштейн был дислектиком, и его гениальная теория относительности была продуктом десятисекундной работы мозга! Десятки, сотни известных людей, предположительно, в детстве страдали дислексией: Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Квентин Тарантино, Петр I — список довольно впечатляющий!
А что происходило с такими детьми в обычной школе? Методами тупого зазубривания они кое-как добирались до уровня средней школы, а дальше...становились успешными бизнесменами, учеными, актерами, художниками. Или, не сумев побороть свои комплексы, отрешались от общества.
Большинство современных психиатров сходятся во мнении, что подход к обучению таких детей должен быть несколько иным. И этим должны заниматься именно специалисты. Самая успешная методика по коррекции дислексии — это методика Рональда Дейвиса, которая дает эффективные результаты в 97 случаях из 100.
Методика заключается в том, чтобы помочь ребенку найти так называемую «точку ориентации», из которой с помощью богатого воображения сможет увидеть окружающий мир без искажений.
Дислектик осваивает наиболее сложные для восприятия двухмерные печатные слова и символы и получает в своем воображении их образное выражение. Так устраняются ненужные пробелы в восприятии.
Правильно подобранная техника коррекции дислексии дает детям уверенность в себе и позволяет им развивать свои способности без отрыва от обычного процесса обучения. Если таким ребенком занимается грамотный специалист, то родители очень скоро будут гордиться своим маленьким «эйнштейном».
|