Эпилепсия у детей: проблемы социальной адаптации
Говорят, что дети злы и жестоки, и если в их коллективе оказывается «особенный» ребенок — над ним смеются, тычут пальцем, не принимают в свой круг общения. Поэтому родители больных детей учат «побольше молчать о болезни». Правилен ли такой подход?
Все начинается со взрослых
Когда речь заходит о злых и жестоких детях, нельзя не заметить лукавства. Ведь злыми, жестокими и равнодушными дети бывают чаще всего по вине взрослых. Ребенок просто «впитывает» как губка, он многое замечает даже в том возрасте, когда кажется, что еще ничегошеньки не понимает. И потому, чтобы не вырастить ребенка жестоким по отношению к инвалидам, взрослым сначала самим надо перестать быть жестокими. А это значит — не смотреть на человека пристально, если у него
Ошибки в ответах
Родители часто пугают непослушных детей врачами и милиционерами. Иногда бывает и так, что пугают инвалидами. Так, не подумав, мама может сказать ребенку: «Не показывай на него (на инвалида) пальцем, не смотри в его сторону, а то сам таким станешь». И ребенок учится не видеть того, кто
На вопросы более старших детей об инвалидах взрослые тоже нередко отвечают с пренебрежением или равнодушием.
С одной стороны, конечно, верно, что чужая проблема — не ваша проблема. Но с другой стороны, ребенка нужно воспитать так, чтобы он был терпимым, сопереживающим, отзывчивым, человечным и справедливым.
Расскажите, покажите, помогите
Если на родительском собрании вы узнали, что в классе будет учиться «особенный ребенок», придя домой, поговорите с ребенком о том, что такое эпилепсия у детей, сахарный диабет у детей. Объясните, что это тяжелые заболевания, которые требуют от больного выдержки, большого самообладания, силы воли и крепкого характера. Скажите и о том, что это не заразно и что ребенок с эпилепсией или диабетом точно так же любит играть, рисовать, смотреть мультфильмы. К нему не нужно относиться предвзято или сторониться его. И еще можно объяснить ребенку, как вести себя, если у одноклассника начнется приступ.
Когда дети, начиная с детского садика и начальной школы, общаются с особенными сверстниками, у них складывается здоровое отношение ко всем инвалидам — приходит понимание, что это точно такие же люди, но иногда им бывает нужна помощь. И оказать ее только в радость.
С ребенком более старшего возраста (в 5–11 классе) можно в роли волонтеров посещать онкологические центры, детские дома, чтобы просто пообщаться, порисовать, поиграть с детьми, которым в силу их болезни не хватает общения со сверстниками.
Другая сторона
Если о том, что такое эпилепсия у детей и сахарный диабет у детей, вы знаете не понаслышке и теперь отдаете своего ребенка в обычную неспециализированную школу, постарайтесь набраться не только терпения, но и дружелюбия. Будьте открыты для общения. Постарайтесь ответить на все возникшие вопросы окружающих спокойно, даже если они кажутся вам нелепыми. Если у ребенка в классе появился друг, предложите родителям этого ребенка вместе провести выходной, познакомьтесь поближе, пригласите ребят к себе в гости (можно вместе с родителями ребенка), чтобы наглядно убедить окружающих — вы обычная нормальная семья, у вас нормальный ребенок.
Конечно, пройдя через многие испытания и не раз столкнувшись с жестокостью и детей, и их родителей, хочется обособиться, гордо от всех отвернуться, держаться в стороне и действовать по принципу «умные и так поймут, а на дураков нечего тратить время». Но такая позиция пойдет во вред вашему же ребенку.
Будьте терпимы к тому, что к вам бывают нетерпимы.
Ребенку с тяжелым заболеванием в жизни очень пригодятся жизнерадостность, оптимизм и вера в свои силы. Предлагать ему «молчать о своей болезни» равносильно заявлению «ты — плохой и об этом никто не должен узнать». Важнее своим примером показывать, что к себе и окружающим нужно относиться спокойно и с терпением. Это будет урок и для окружающих — они наверняка станут тоже чуть спокойнее и терпеливее. По крайней мере, в это очень хочется верить.
|