Доктор Лошадка и доктор Дельфин
Каждый родитель стремится выбрать для своих детей все самое лучшее и безопасное. Когда речь идет о коррекции поведения, возможностях повысить развитие ребенка, его физические и творческие возможности — анималотерапия оказывается кстати. Общение животных и людей — лучшее лечение!
Анималотерапия в заботе о здоровье детей набирает в России обороты. Так, детский психоневролог Драпкин в психиатрическом стационаре устроил целый зоопарк (в нем даже ослик есть) и доказал, что общение с животными повышает лечебный эффект. Доктор Севастьянов из Йошкар-Олы лечит атрофию глазного нерва по специальной методике, в которую в том числе входит общение пациентов с лошадьми. В мурманском океанариуме арктические тюлени и морские зайцы участвуют в лечебной программе детей с проблемами в эмоциональной сфере и с аутизмом. В России есть немало дельфинариев, в которых действуют программы дельфинотерапии. В Ярославле психотерапевтом Кряжевой разработана и успешно воплощена программа оздоровления «Ребята и зверята». Немало в России открыто и центров иппотерапии. Например, это оздоровительный конный центр «Солнечный остров» в Санкт-Петербурге, который применяет иппотерапию в работе с людьми с ограниченными возможностями. Используют этот метод и в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в конно-спортивной йошкар-олинской школе «Озерки» занимаются с группой детей с ДЦП. Иппотерапию используют и в Нижнем Новгороде, Саяногорске. В подмосковном Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации «Старая школа» с детьми, у которых ампутированы конечности, есть ДЦП или различные психические патологии. На чем основаны эти странные — на первый взгляд — методы лечения через общение животных и людей?
Иппотерапия
Показания к иппотерапии велики: она неоценима при лечении и профилактике сколиоза, неврозов, многих желудочно-кишечных заболеваниях, при остеохондрозе, отдельных сенсорных расстройствах, психических недугах и пр. Регулярные занятия лечебной верховой ездой благоприятно влияют на весь организм в целом, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой системы, помогают при заболеваниях нервной и пищеварительной систем, снижают судороги, уровень сахара в крови у диабетиков и т.д. Конечно, не стоит считать, что все перечисленные заболевания следует лечить только иппотерапией. Конный спорт должен использоваться в комплексе с другими лечебными и профилактическими мероприятиями, благодаря чему эффективность и традиционного, и нетрадиционного (в данном случае имеется в виду анималотерапия) лечения увеличится в разы.
Кроме перечисленных выше заболеваний, иппотерапия часто используется при ортопедических заболеваниях: при нарушении координации движения, судорожных сокращениях и атрофии мышц, искривлении позвоночника, дефектах осанки и др.
В хирургии иппотерапия важна для восстановления способности к передвижению после несчастных случаев и тяжелых операций.
В терапии внутренних болезней она используется при компенсированных заболеваниях органов кровообращения, нарушении обмена веществ, бронхиальной астме, эмфиземе легких, заболеваниях вегетативной и нервной регуляции (например при вялости кишечника), нарушениях в работе желез внутренней секреции и др. В неврологической и психиатрической практике езда верхом показана при лечении рассеянного склероза, депрессий, неврозов и пр. Иппотерапия как общение животных и людей признана особенно эффективной в реабилитации детей, страдающих тяжелыми, практически неизлечимыми заболеваниями (детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.).
Иппотерапия считается удачным методом реабилитации, потому что в ней нет труднопереносимых процедур и препаратов — это не больно и не страшно. При езде на лошади в работу включаются все группы мышц всадника и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм — нормализуется мышечный и сосудистый тонус, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная система, происходит благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, улучшается осанка и координация движений, инициируются и укрепляются двигательные рефлексы.
Дельфинотерапия
Механизм дельфинотерапии объясняют следующим образом: любопытный дельфин, плавая вокруг больного, лоцирует его ультразвуком. Ультразвуковой луч дельфина — чрезвычайно мощный, узконаправленный — активизирует жизненно важные точки на человеческом теле. Получается эффект, сходный и с УЗИ, и с иглоукалыванием. Ученые уверенны, что плавание с дельфинами устраняет умеренную депрессию. Также общение с дельфинами стимулирует обменные, иммунные и другие процессы в организме, восстанавливает двигательные способности. После сеансов дельфинотерапии улучшаются кровообращение и речь, уменьшаются боли. При врожденных заболеваниях лечение дельфинотерапией лучше всего начинать в детстве — с полугода до 16 лет. Курс дельфинотерапии начинают со сбора анамнеза, изучения индивидуальных особенностей ребенка. Специалисты беседуют с родителями, и совместно с ними составляется план коррекционной работы, касающейся здоровья детей, предлагая лечение через общение животных и людей.
В основе детской дельфинотерапии лежит игра ребенка и дельфина. Игра с дельфинами подбирается индивидуально для каждого ребенка — в зависимости от его физических и психологических возможностей. Дети гладят дельфинов, обнимают их, играют в мяч и выполняют другие упражнения, развивающие крупную моторику и улучшающие ориентацию в пространстве. Часто задержка развития и отклоняющееся поведение у ребенка объясняется недостатком материнской ласки, телесного контакта с ней. Непосредственное общение с теплокровным дружелюбным существом во многом помогает восполнить этот дефицит.
Влияние дельфинотерапии на детей с особенностями развития исследовалось многими психологами. Исследователи сравнивали детей, которые находились в воде с дельфинами и без них. Выяснилось, что присутствие дельфинов вызывает большее количество и более высокий уровень реагирования на внешние раздражители. Психологи объясняют это тем, что присутствие дельфина повышает стрессоустойчивость и способствует улучшению состояния детей.
Большинство умственно отсталых детей испытывают трудности в восприятии стимулов, и, как результат, обучение затруднено. Однако когда общение с дельфинами использовалось как награда, достижения были впечатляющими. Дети стали учиться в четыре раза быстрее и с лучшим сохранением материала в памяти.
|