Всем родителям, которые ломают головы над вопросом «Как развить у ребенка память?», помогут несложные практические рекомендации детских психологов. Ученые доказали, что память является одним из обязательных условий развития детского интеллекта. Она бывает кратковременной (ребенок запоминает быстро, но ненадолго) и долговременной (постепенно, но на длительное время). В зависимости от того, какая форма восприятия сильнее развита у ребенка, у него может преобладать зрительная, слуховая или тактильная память. Начиная с 5 лет, у ребенка начинает формироваться произвольная память (т. е. он прилагает усилия для запоминания чего-либо). И в этом ему можно и нужно помочь!
Рассуждаем вслух
Прежде всего, весьма полезно, чтобы ребенок вслух описывал то, что он видит («мне подарили кубики, они красные и твердые» и т. п.) Отправляясь на прогулку, заведите за правило внимательно рассматривать окружающие предметы, чтобы затем «вспомнить все», возвратясь домой. С этой целью приучайте ребенка постепенно концентрировать свое внимание на деталях и находить вещи по определенному признаку (например, сколько по дороге видели собак и кошек; сколько красных машин и сколько синих и т. п.)
Прием Шахерезады
Перед сном вы традиционно рассказываете малышу сказку? Замечательно. Это тоже может помочь развитию его памяти. Помните, как удерживала внимание своего повелителя знаменитая Шахерезада? Поступайте так же: превратите сказку в «сериал», в конце каждой «анонсируя» следующую (например, «а завтра я расскажу тебе, как Иван-царевич искал серого волка»). А следующим вечером просите ребенка напомнить вам, что же было во вчерашней сказке, а то вы «забыли»...
На табуретку, становись!
Кто из нас в детстве не становился гордо на табуретку, как на сцену, чтобы рассказать родителям или собравшимся гостям выученные стишки? Это по-прежнему работает! Поощряйте ребенка за каждый выученный стих. Восторгайтесь его манерой исполнения и просите почитать еще. Регулярно разучивайте стихи вместе с малышом, причем находите интересные тексты, чтобы у него за произнесенным словом в воображении возникала картинка (например, при словах «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон» показывайте на телефон, а затем усаживайте рядом с аппаратом игрушку-слона и т.п.)
Собираем чемодан
Как развить у ребенка память? Конечно же, играя и получая удовольствие от игры. Причем, чем больше взрослых и детей будут принимать участи в играх, тем быстрее вы добьетесь нужного результата. Одна из самых простых и увлекательных игр на тренировку памяти — это «собирание чемодана». Для этого возьмите чемодан (или объемную сумку), сядьте вокруг нее большой компанией и предложите «понарошку заполнить» его. Например, мама скажет: «Кладу в чемодан красную шапочку». Следующий по очереди должен повторить фразу и добавить к ней еще 1 предмет: «Кладу в чемодан красную шапочку и маленькую машинку» и т. д.Проигрывает тот, кто первым не сможет воспроизвести всю цепочку, и тогда игра начинается заново.
Рисуем по памяти
Все дети любят рисовать. Поэтому в игру, где надо рисовать по памяти, любой ребенок включится с удовольствием. Для этого покажите ему некую картинку, на которой будет изображено несколько предметов (например, простой натюрморт: стол, ваза с цветами, яблоки). Затем спрячьте картинку и предложите малышу воспроизвести на бумаге то, что он только что видел. Только учитывайте не качество рисунка (вполне понятно, что 5-летнийребенок нарисует вазу очень произвольно!), а точность передачи количества увиденных предметов. Постепенно выбирайте картинки посложнее.
Съедобное — несъедобное?
Если ваш ребенок — отчаянный непоседа и любит подвижные игры, это тоже можно использовать как инструмент для развития памяти. Предложите ему поиграть в мячик, но с определенными условиями. Например, вы произносите слово и бросаете ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, он должен поймать мяч, а если несъедобный, то отбросить (по аналогии: если растение, — поймать, а если животное отбросить и т. д.)
Найди 5 отличий
Также полезно играть с малышом в игру «Найди отличия». Для этого можно воспользоваться готовыми картинками, которые часто публикуют различные газеты на последней странице в разделе кроссвордов, шарад и т. п. А можно каждый раз создавать их самостоятельно дома. Например, расположить в детской предметы определенным образом: мишка — на кресле, мяч на полу, кукла за столом и т. п. Попросите рассказать малыша, что он видит. Затем он должен выйти из комнаты (не подглядывать!), а вы за это время что-то измените (либо поменяете местами, либо уберете 1 предмет, либо добавите 1 новый к уже находившимся в комнате). Войдя, ребенок должен перечислить эти изменения. Со временем количество предметов для игры надо увеличивать.
Завязываем глаза
Кто из детей не любит играть в прятки со взрослыми? Ведь это так интересно, когда тебе завязывают глаза! Внесите в привычную игру разнообразие: завяжите глаза малышу, и давайте ему подержать в руках различные знакомые ему предметы (игрушку, куклу, детскую ложку, книжку и т. п.) Затем развяжите глаза и попросите его перечислить предметы в том же порядке, в котором давали. С каждым угаданным предметом показывайте его малышу и хвалите за внимание. Такая игра прекрасно развивает тактильную память.
Развиваем кругозор
Самое главное для полноценного развития ребенка — это общение со взрослыми. Помните: преступно постоянно отсылать 5-летнего карапуза «Иди, сам поиграй!» Читайте вместе книжки, ходите в цирк или зоопарк, смотрите вместе сказки и мультфильмы, обязательно обсуждая потом увиденное («почему волк погнался за зайцем?», «куда попала Дюймовочка?» и т. д.) Как развить у ребенка память? Просто старайтесь, чтобы каждый день он открывал с вашей помощью для себя что-то новое. Яркие впечатления детства — залог хорошо развитого воображения и памяти.