Если ребенок — новенький в классе в силу различных причин (переезда, перевода в школу «с уклоном» и др.), это может стать для него серьезной психологической травмой. Часто в этой ситуации вина за «долгую акклиматизацию» в новом коллективе лежит на родителях ребенка, которые либо игнорируют его подавленное состояние, либо напротив — чрезмерно опекают, что тоже не ведет к желаемому результату. Как избежать типичных ошибок?..
Детские страхи
Первым делом, помните: «первый раз в новый класс» — это всегда стресс для ребенка, не зависимо от того, учится он в младших классах, или уже через пару лет станет выпускником. Даже тогда, когда он сам храбрится и утверждает, что новый класс его не пугает, не верьте на слово: пугает. И многим: что не сможет занять там то место, которое занимал в предыдущем, что не понравится учителям, не возьмут в школьную команду КВН и т.п. Ваша задача: заранее поговорить по душам и настроить его на позитив под девизом «мы прорвемся!».
Больше информации
Не забывайте старую проверенную истину: кто владеет информацией, тот владеет миром. Чем больше ваш ребенок будет знать о будущем месте учебы, тем проще ему будет «влиться в коллектив». В XXI веке практически каждая школа имеет свой сайт в Интернете и форум, на котором общаются выпускники этой школы. Не ленитесь вместе промониторить их: глядишь, и узнаете, что физрук — добряк и болельщик «Зенита», а «химичка» Марья Ивановна — строга, и у нее уроки лучше не прогуливать и т.п.
Знакомство с учительницей
Кстати о педагогах. Непременно найдите время познакомиться с новой учительницей (или классным руководителем, если речь о старших классах) заранее и ОБЯЗАТЕЛЬНО вместе с ребенком. Будьте откровенны, рассказывая о его сильных и слабых сторонах, — тогда и ей будет проще помочь новичку стать «своим» в классе (возможно, она посадит его за одну парту с местным «авторитетом» или порекомендует тактику поведения).
Новенький в классе — первый ученик?
Ни в коем случае не требуйте от ребенка СРАЗУ показывать высокие результаты по успеваемости в новом классе. Во-первых, первые 2-3 недели на первом месте у него будет не учеба, а общение с одноклассниками. Во-вторых, независимо от того, был ли ребенок отличником в предыдущей школе или «звезд с неба не хватал», требования везде разные даже в рамках одной программы, и ему нужно время, чтобы приспособиться.
По одежке встречают...
Хорошо, если на новом месте учебы заведена единая школьная форма. А если нет — отнеситесь серьезно к выбору одежды для ребенка. Даже если до этого он предпочитал классический стиль, не спешите покупать только такие вещи. А вдруг в его новом классе принят более демократичный подход к одежде? Вот и получится, что с первого дня новенький станет «белой вороной»...
Как себя вести
Итак, все приготовления позади и вот он, первый учебный день в новом классе. Как себя правильно вести, чтобы «вписаться в коллектив»? Есть золотое правило «трех не»: не замыкаться в себе, не задирать нос, не обижать никого без причины. Если ребенок будет держаться естественно, чаще улыбаться, поддерживать разговор, шутить и смеяться шуткам других, — он неизменно расположит к себе окружающих.
Лидер или аутсайдер?
Особенно в старших классах актуальна проблема лидерства в негласной классной иерархической лестнице. Как быть, если в предыдущем классе ребенок играл роль «первой скрипки», а в новом это место уже занято? Во-первых, не идти на конфликт с «конкурентом», а попытаться найти новую, не менее выигрышную для самолюбия нишу. Например, там он был лучшим по физике, а здесь будет лучше играть в футбол (петь в оркестре и т.п.) Главное — не забиваться за последнюю парту, превращаясь из лидера в аутсайдера.
«С другом весело шагать по просторам»
Конечно, самый верный способ почувствовать себя увереннее в новой обстановке — это заручиться чьей-то поддержкой. Ведь если у ребенка появится друг в новом классе, он будет уже не одинок. Поэтому всячески поощряйте неформальное общение ребенка с одноклассниками. Пусть пригласит к себе в гости, сходит в кино и т.п. Прекрасная база для дружбы — общие интересы и увлечения (будь-то компьютерные игры или катание на скейте).
«Лучшее, конечно, впереди!»
Понаблюдайте за поведением ребенка. Если прошел месяц-другой, а он, как новенький, в классе так и не прижился и с каждым днем ходит «темнее тучи» — есть, о чем тревожиться. Можно попробовать обсудить проблему со школьным психологом, который, возможно, найдет пути решения, которые вам, навскидку, не видны. В самом крайнем случае — придется еще раз сменить школу. А что делать? Душевный комфорт ребенка дороже всего.