Иногда родители, жалуясь на своего ребенка, говорят: «Это невыносимо, чуть что не по нему, и он сразу же начинает протестовать, кричать. Еще говорить не умеет, а уже права качает!» Но когда они понимают, что таким образом ребенок лишь выражает свое мнение, и в принципе это хорошо (ведь проявление безволия может быть симптомом болезни), реакция на проявления самостоятельности у ребенка становится спокойной и адекватной.
Мамина школа
Первые проявления самостоятельности видны, когда ребенок, устав играть с игрушками, сначала ползет, а потом и идет к более интересным для него вещам, например, красочному маминому журналу. И ругать его за смятые, порванные страницы не стоит — не надо было на виду оставлять. Собственно, так первые попытки ребенка проявить самостоятельность диктуют его родителям главное правило — контролировать нужно не ребенка, а пространство вокруг него.
Ребенок — тоже человек!
Пусть малыш учится и познает мир, но пока следует исключить из этого мира горячие и острые предметы, бьющиеся вазочки и статуэтки, скатерти, за которые можно потянуть и уронить на себя все, что находится на столе, шуршащие блистеры с таблетками и т. д. и т. п. И пусть самостоятельность проявляется в форме освоения новых возможностей. Напротив, ограничения, постоянно накладываемые на деятельность юного исследователя, могут способствовать лени, апатичности, халатности. А родителям, с гордостью заявляющим про свои воспитательные меры словами: «Пусть знает свое место!», все-таки стоит вспомнить, что они растят человека, а не собачку.
Потом может быть поздно
Когда ребенок начинает проявлять самостоятельность за столом, многие мамы приходят в ужас — прибирать после такого обеда приходится полдома. Каша и фруктовое пюре оказываются размазанными по столу, стулу, стенам, полу... О том, что одежду, причем вместе с малышом, нужно отправлять в стирку, и говорить не стоит. Не меньшим бедствием представляется желание малыша самостоятельно одеться. Уставшие и спешащие мамы стремятся оградить своих детей от такой самостоятельности, потому что накормить ребенка самому, не давая ему в руки ложку, — быстрее, удобнее и аккуратнее.
Готовность № 1
Десять раз отказав ребенку в удовольствии самому себя обслужить, в одиннадцатый — мы уже просто никогда не услышим этих просьб! Потому что, как говорится, «дорого яичко, да ко Христову дню». А вот когда придет время для детского сада, и воспитатели потребуют от малыша умения самому ходить на горшок, есть и одеваться, — окажется, что ребенок к поступлению «к садику не готов». И самое печальное — учиться самостоятельности он уже больше не хочет!
Заслужить доверие
Большинство родителей уверены: «Дети должны слушаться нас, потому что еще малы, чтобы иметь собственное мнение». Однако всегда ли оправдан такой подход? Например, родители подарили сыну велосипед со словами: «Владей, это твое». Ребенок, поверив в искренность родительских слов, поменялся велосипедом с другом на неделю. Вернувшись домой, он тотчас же получил нагоняй. Следовательно, сделал вывод он, предыдущее щедрое заявление было неправдой. Доверие к самым авторитетным людям в жизни было потеряно. Поэтому родителям нужно не столько учить детей, сколько самим учиться доверять им и ...уважать их мнение.
Уважение — основа взаимопонимания
Да-да-да. Уважать своего ребенка необходимо с самого первого его вздоха. Как? Да просто сказать себе — он больше не кусочек меня. У него началась СВОЯ ЖИЗНЬ. И можно просить его о помощи, а не требовать ее. Можно наедине поговорить с ним о том, что мешает ему в общении с другими детьми, а не позорить его при всех за недостатки. И совсем неважно, сколько ему лет, месяцев, или ...дней. В общем, «возлюби ближнего своего, как самого себя». А кто может быть ближе собственного ребенка?