Детям очень не просто противостоять критическим замечаниям и ругани со стороны старших (воспитателей, учителей, тренеров и др.), но внимательные родители могут подсказать им правильную тактику поведения. Ведь что такое критика по своей сути? Это тот негативный поток информации, с которым дети сталкиваются за порогом своего дома. Одни воспринимают это равнодушно, другие — агрессивно, а третьи и вовсе замыкаются в себе, что чревато психологическими проблемами в будущем...
Право на ошибку
Умение спокойно реагировать на критику весьма пригодится ребенку во взрослой жизни (например, вызов «на ковер» к начальству). С чего начать родителям «антикритическое закаливание»? Прежде всего, ребенку нужно доходчиво объяснить, что не всегда его будут в этой жизни только хвалить и поощрять. Но идеальных людей не существует. Все рано или поздно в чем-то ошибаются — это нормально. Особенно, в процессе обучения чему-то новому (например, в школе).
Отделять зерна от плевел
Второе, на что следует сделать акцент в разговоре с ребенком, это научить его выделять главное из потока обрушившейся на него критики (вне зависимости от кого она исходит — от учительницы или соседки тети Маши по лестничной площадке). Ребенок должен реагировать только на информационную часть критических замечаний, а не на то, в какой форме они высказаны (повышенные тона, обидные оскорбления и пр.).
Уважать чужое мнение
Третье, что необходимо знать ребенку: критика не всегда бывает справедливой. Ребенок не обязательно не прав в ситуации, когда его критикуют. Возможно, что не прав как раз сам критикующий! Объясните, что такое тоже случается сплошь и рядом, потому что каждый человек имеет право высказывать свое мнение. Главное — это уметь слышать другого и не тушеваться сразу.
Критикуешь? Предлагай!
Знаменитый советский лозунг «Критикуешь? Предлагай! Предлагаешь? Делай!» актуален и в работе с ребенком над восприятием критики. Объясните ему, что критика бывает как конструктивная (когда не просто ругают, но и объясняют, как исправить) и деструктивная (критика ради критики, только оскорбить и унизить). Научите ребенка простой формуле ответа на критику: сначала пересказать взрослому, что он сделал не так (например, «вы считаете, что я неправильно нарисовал квадрат, потому что он не ровный?» ), а потом уточнить у него, как надо было на самом деле («вы хотите, чтобы в следующий раз я воспользовался линейкой и тогда все получится?»).
Без перехода на личности
Крайне важно, чтобы ребенок знал: даже если он заслужил критику в свой адрес (в чем-то ошибся, что-то сделал не так), критикующий взрослый не имеет права унижать его чувство собственного достоинства. Особенно — при других детях. Ребенок должен не побояться спокойно сказать ему в ответ: «Пожалуйста, не кричите на меня, я вас хорошо слышу» или «Я скажу родителям, как вы меня сейчас обозвали».
Критика в семье
Конечно, в семье, где ребенок чувствует себя в безопасности, критика со стороны взрослых должна носить мягкий характер. Близкие люди по возможности должны стараться беречь друг друга. Но при этом не впадать и в обратную крайность — полное отсутствие критики, даже если ребенок поступил неправильно. Помните: в школе его никто щадить не будет. А значит, первое услышанное критическое замечание от учителя не должно привести к страху и потере интереса к занятиям.
Я тоже могу?..
Еще важнее научить ребенка самого мыслить критически и не бояться высказывать критику в адрес других людей. Учите его аргументировано отстаивать свою точку зрения в разговоре как со сверстниками, так и со взрослыми. Главное, чтобы это было в вежливой форме и по существу дела. В качестве тренировки лучше начать с членов семьи: например, ребенок не должен бояться сказать отцу, что его курение — это вредная привычка и т.д.
Повышаем самооценку
Для повышения самооценки у ребенка, который панически боится ошибиться (сделать что-то не так и быть наказанным за это), надо всячески поощрять ЛЮБЫЕ его победы и достижения в разных областях. Устройте в его комнате «уголок почета», где вывешивайте его удачные рисунки, красиво написанные диктанты, поделки, сделанные своими руками и др., и не забывайте нахваливать за них при гостях.
Бегство — не выход!
Типичная ошибка родителей, когда их ребенка часто критикуют в школе — это занять «позицию страуса» (спрятать голову в песок, делать вид, что ничего не происходит). Многим проще перевести ребенка в другую школу, чем попытаться решить проблемы в этой. Ученые из Бостонского колледжа в ходе многочисленных обследований детей доказали, что частые смены школ негативно влияют на успеваемость ребенка и вызывают у него серьезные проблемы на эмоциональном уровне, которые в будущем потребуют профессиональной психокоррекции...