По статистике, чаще всего родители вступают в конфликт с ребенком, когда он начинает ходить в школу. Оно и понятно: детство кончилось, вот только ребенок об этом еще не знает! Он не готов быстро перейти к новому режиму и откровенно пугается резко возросших требований со стороны взрослых. А что же взрослые? Увы, они, по мнению психолога Екатерины Бурмистровой, вместо того, чтобы помочь поддержать, частенько допускают ряд типичных ошибок в общении с ребенком, что чревато негативными последствиями в будущем. Вот основные из них, которые выделяет Бурмистрова в своей книге по семейной психологии...
По статистике, чаще всего родители вступают в конфликт с ребенком, когда он начинает ходить в школу. Оно и понятно: детство кончилось, вот только ребенок об этом еще не знает! Он не готов быстро перейти к новому режиму и откровенно пугается резко возросших требований со стороны взрослых. А что же взрослые? Увы, они, по мнению психолога Екатерины Бурмистровой, вместо того, чтобы помочь поддержать, частенько допускают ряд типичных ошибок в общении с ребенком, что чревато негативными последствиями в будущем. Вот основные из них, которые выделяет Бурмистрова в своей книге по семейной психологии...
Слишком сильная школа
На вопрос «Что сегодня должны дать родители своим детям прежде всего?» многие, не задумываясь, ответят: «Хорошее образование!». И будут правы. Но только отчасти. Порой, в погоне за престижем, родители необъективно оценивают возможности ребенка и определяют его в слишком сильную школу. Когда же он не справляется, наступает эффект «обманутых ожиданий» и конфликт неизбежен...
Слишком строгие наказания
Совершенно недопустимо использовать в качестве воспитательной меры наказание в виде лишения ребенка чего-то ценного для него. («Ты принес двойку, значит гулять не пойдешь! И т.п.) Таким образом вы только спровоцируете сильную детскую обиду, но никак не повысите уровень учебы. Учитесь договариваться с ребенком («Ты пойдешь гулять, но сначала мы разберемся, что у тебя не получается, за что поставили двойку»).
Слишком много сравнений
Иногда конфликт с ребенком возникает буквально «на пустом месте»? Это ваша субьективная оценка! Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Например, вы можете даже не отдавать себе отчет в том, как часто сравниваете малыша с кем-то не в его пользу («Твой брат учился гораздо лучше!» или «А у соседского мальчика есть талант к иностранным языкам, в отличие от тебя!» и т.п.) Все это негативно отражается на психике ребенка, понижает его самооценку.
Слишком обидные слова
Выбирайте выражения, когда разговариваете с ребенком — школьником младших классов. Особенно, если вы ругаете его за что-то. Слишком обидные слова («ты тупица», «идиот», «придурок», «горе мое» и др.) могут нанести непоправимую психологическую травму ребенку. Не говоря уже о том, что это отнюдь не способствует рвению к учебе. Ребенок будет рассуждать так: «Если я дурак, зачем пытаться это выучить — все равно у меня ничего не выйдет...»
Слишком сильный культ оценок
Высокие оценки в школе не должны стать самоцелью для вас. В противном случае ребенок, боясь вас расстроить, будет добиваться «пятерок» и «четверок» любой ценой. Но качество знаний при этом пострадает, ведь для него будет важно не понять (запомнить, усвоить), а просто получить сегодня хорошую оценку и...забыть уже завтра все вызубренное.
Слишком много кружков и секций
Родительская установка «Чтобы ребенок не сидел круглосуточно в гаджетах, он должен быть все время чем-то занят!» часто играет с ними злую шутку. Запомните: слишком много дополнительных занятий после школы (кружки, спортивные секции) — это перебор. Придя домой после школы, школьнику нужен 1 час на «ничегонеделание» и, как минимум, один «выходной» среди недели без каких-либо секций и т.п.
Слишком много...денег?
Как надо поощрять ребенка за хорошую учебу в школе? В наше рыночное время вполне можно это делать и деньгами на карманные расходы, но ГРАМОТНО. Если вознаграждать за каждую пятерку , это тупиковый путь: в итоге ребенок ничего не станет делать в будущем «просто так». Лучше использовать бонусную накопительную систему: за каждое достижение давать фантик (карточку, календарик, равный какой-то сумме), а когда ребенок соберет 5 (10,15) таких символов — обналичить их и что-то купить (игрушку, книжку и пр.).
h2>Слишком много себя в ребенке!
Увы, очень часто конфликт с ребенком у родителей возникает на фоне попытки воплотить в нем свои нереализованные амбиции. Вы хотели быть великой пианисткой, но ваши родители отдали вас на балет? И вот своего ребенка вы заставляете разучивать гаммы вопреки всему («пусть хоть у него получится!»), в то время как он, например, мечтает научиться рисовать. Услышьте его крик души вовремя, и вы будете настоящими друзьми!