О синдроме дефицита внимания с гиперактивностью двух одинаковых мнений не услышишь. Одни уверены, что это расстройство придумали для родителей, желающих оправдать себя за неумение воспитывать детей. Другие готовы объявить об эпидемии этого психического заболевания. Врачи усматривают в этом синдроме причины многих проблем и заболеваний. А люди, ведущие активный образ жизни, — спортсмены и предприниматели, — считают подарком судьбы...
Плохое воспитание или... ?
Если ребенок импульсивен, гиперактивен, возбудим, трудно успокаивается и невнимателен, может иметь место синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это психоневрологическое расстройство в последние годы диагностируют все чаще, и уже поговаривают об эпидемии. Однако дело лишь в усовершенствовании методов и способов медицинской диагностики этого состояния. В прошлом же поведение таких детей объяснялось лишь воспитательными промахами, а не состоянием здоровья.
Не стоит заниматься «самодиагностикой»
Наличие расстройства внимания, как правило, без труда можно диагностировать у детей 4–5 лет. Однако современные методы и бдительность родителей позволяют определять это расстройство и у детей более младшего возраста. Конечно, чем раньше определить заболевание, тем лучше. Но не стоит делать самостоятельных поспешных выводов. Если родителям кажется, что их ребенок излишне подвижен и невнимателен, для начала следует поговорить с воспитателем, учителями. Они обычно хорошо определяют, где норма, а где отклонение, потому что работают с большим количеством детей. Кроме того, нужно обратиться к педиатру, ведь недостаточность внимания может быть обусловлена проблемами со слухом или зрением.
Чтобы избежать ошибок в диагностике...
Синдром дефицита внимания никогда не ставят ребенку сразу, а наблюдают за ним несколько месяцев, в течение которых симптомы расстройства должны сохраняться. Такой подход позволяет избежать диагностических ошибок. Например, для подтверждения симптома невнимательности, по крайней мере шесть признаков должны наблюдаться у ребенка не менее 6 месяцев: неспособен удерживать внимание на деталях; часто делает ошибки из-занебрежности; не может сконцентрироваться даже во время интересных игр; пропускает «мимо ушей» обращенную к нему речь; не может придерживаться инструкций и правил; испытывает сложности в самоорганизации и т. д.
Смотрим в будущее
Будущее детей с синдромом дефицита внимания во многом зависит от родителей и педагогов. Так, в семье не должны возникать конфликтные ситуации, с ребенком нужно всегда разговаривать спокойно, без длинных нотаций, за успехи — поощрять, стараться не говорить «нет», а переключать внимание, поддерживать распорядок дня, избегать утомления (оно усиливает гиперактивность), поддерживать интерес ребенка к спорту, увлечениям (музыке, рисованию).
Не бояться просить о помощи профессионалов
Роль психологов и педагогов в воспитании ребенка с дефицитом внимания переоценить сложно. Именно профессионалы не будут корить ребенка за отсутствие усидчивости, ругать за невнимательность, а путем тестов, бесед, занятий повысят его, научат контролировать собственные эмоции, привьют чувство ответственности за собственные поступки.
Гиперактивность? Да это же здорово!
Считается, что синдром дефицита внимания провоцирует проблемы с окружающими, служит причиной возникновения неврозов и социальной дезадаптации. Однако существует и противоположная теория, усматривающая в особенностях поведения при этом расстройстве положительных качеств. Так, психотерапевт Том Хартманн считает людей с дефицитом внимания «охотниками в мире собирателей». Собиратель с трудом отвлекается от выполняемого задания, а охотник быстро переключается; собиратель целеустремлен, а охотник — гибок. Конечно, это всего лишь теория. Но она может стать поддержкой для родителей — в поведении гиперактивных и невнимательных детей еще все возможно преобразовать и пустить в нужное русло!