За что и как ругать ребенка
Как указать ребенку на его ошибки и не отбить при этом желание что-то делать? Каким должно быть словесное наказание? Как не задушить самостоятельность ребенка?
Многим родителям знакома картина: ребенок пытается помыть посуду. До раковины он не дотягивается, тарелка едва помещается в маленькой ручке... Вы с тоской понимаете, что вечер предстоит нескучный: кухню надо будет убрать, посуду вымыть заново, и, не исключено, что придется покупать новые тарелки взамен разбитых. Конечно, первый порыв — прекратить все это безобразие и отругать чадо за самодеятельность. А правильно ли это?
Стратегия и тактика — наше все
Вы, наверное, заметили, что, начиная с двух лет, в лексиконе вашего ребенка появилась фраза «Я сам!». Он стремится к самостоятельности, и вам не всегда это удобно. Пример с посудой — частный случай. Бывает кое-что и посерьезнее — к примеру, он вырывает руку перед перекрестком, чтобы самостоятельно перейти дорогу, хватает нож, чтобы нарезать хлеб... В общем, у каждого из нас найдется масса подобных примеров. Ну а нам, родителям, что со всем этим делать? Подавлять инициативу, чтобы уберечь малыша от опасности? Или поощрять его самостоятельность, чтобы потом не жаловаться на инфантилизм подростка, его неумение принимать решения?
В первую очередь надо учитывать, что возраст от двух лет в психологии так и называется — период самосознания. Ваш малыш начинает осознавать себя как личность. Не за горами пресловутый кризис трех лет, когда основным мотивом его поведения станет негативизм, то есть стремление сделать наоборот. Одновременно с осознанием себя происходит формирование привычек. Вам же хочется, чтобы ваш ребенок во взрослой жизни вел себя как цивилизованный человек? Тогда надо четко решить для себя, что поощрять, что запрещать, за что ругать и главное — как ругать. Выработайте четкую тактику поведения и не отступайте от нее ни за что!
За что ругать
Если самостоятельные действия малыша безобидны для его здоровья и безопасности (как, например, в случае с посудой) — не ругайте его. Понятно, что для устранения последствий такой «помощи по хозяйству» вам потребуются время и силы. Но оно того стоит. Поверьте, инфантильный подросток, которого когда-то убедили, что он неумеха, которому и в руки-то дать что-то страшно, — вызывает досаду у всех окружающих, в том числе у собственных родителей.
Разумеется, ни один здравомыслящий родитель не позволит ребенку самостоятельно переходить дорогу, хватать острые предметы — словом, делать то, что может угрожать его жизни и здоровью. В данном случае запреты должны быть озвучены категоричным тоном. Кроме того, в каждой семье есть еще дополнительные ограничения, не связанные с угрозой безопасности. Скажем, нельзя брать бумаги с рабочего стола родителей, нельзя трогать компьютер, рвать книги и т.д. Запретов хватает. Главное, чтобы они были разумными. И вот на их нарушения следует реагировать сразу и ни за что не «давать слабину». И вот тут-то мы подошли к самому важному вопросу воспитания — как же реагировать?
Как ругать
Надеемся, телесные наказания в вашей семье не в ходу — нет нужды объяснять, почему их надо исключить сразу и безоговорочно. Можно, скажем, в ответ на нарушение ребенком запрета чего-то его лишить (скажем, просмотра мультфильма).
Мы поговорим о том, как должно выглядеть наказание словесное. Надо сказать, что мало кто умеет ругать правильно. Уверены, многие из вас, прочитав это, усмехнутся — мол, велика наука! Уж что-что, а отругать-то мы сможем. А вот и нет!
Задумайтесь, что для вас означает отругать ребенка? Накинуться на него с криком, возгласами «Что ты наделал! Как посмел!»? Смеем вас заверить, неэффективно, хотя и громко. Во-первых, информации — ноль. Не исключено, что малыш даже и не поймет, что же он такого страшного натворил. Ну а во-вторых, подобная агрессия ничего не вызовет, кроме ответной агрессии.
Нередко мы наблюдаем, как родители провинившегося малыша буквально бросают в него обвинения: «нехороший», «непослушный», «неумелый» и так далее — список можно продолжать до бесконечности, тут уж каждый ведет себя в зависимости от способностей и темперамента. Тоже не выход. Вы, наверное, слышали, читали в статьях и книгах по психологии, что если человеку много раз повторить, что он непослушный, он в конце концов с этим смирится и станет вести себя соответствующим образом. Так что умерьте свой пыл. Помните — на ваших глазах формируется личность, и нельзя ни в коем случае это развитие подавлять.
Критика должна быть конструктивной
Итак, во-первых, вам надо четко представлять, за что вы ругаете ребенка. За то, что он разорвал книгу? Вот и объясните ему по возможности спокойным тоном, почему книгу рвать нельзя. Вы уже объясняли вчера, а позавчера два раза? Охотно верим. Но поверьте и вы — малышу трудно смириться с запретами. Количество обязательно перейдет в качество. Информация, озвученная строгим, но спокойным голосом, без крика и надрыва, рано или поздно будет усвоена. Если книга для вас ценна — уберите ее подальше от соблазна. На нижнюю полку положите детскую книгу из плотного картона — ее и разглядывать интереснее, и порвать гораздо сложнее.
Во-вторых, если речь идет о том, что он что-то сделал не так — устроил на кухне потоп, пытаясь помыть посуду, разбил мамины безделушки, пытаясь вытереть пыль, испортил игрушку и так далее — ваша задача не только объяснить, что именно не так, но и дать позитивный пример, то есть показать, как надо. Это и есть воспитание.
Помогите ребенку сформировать правильные, полезные привычки и не душите его самостоятельность. Ругайте только за проступки и, кстати, не забывайте, когда надо, поощрять.
|