Вместе с ребенком или вместо ребенка...
Родители нередко пытаются воплотить в своих детях то, что у них самих в жизни не получилось – и поэтому отдают детей в балет, в музыкальную школу, в спортивный кружок и так далее. При этом взрослые забывают об одном самом главном условии успеха – желании ребенка...
У каждого в жизни есть немало таких примеров: подружка, дочь подруги или вы сами в школьные годы исправно посещали музыкальную школу, проводили за фортепьяно долгие часы, но после сдачи выпускных экзаменов в музыкальной школе ноты оказывались заброшенными на антресоль, крышка фортепьяно больше не открывалась, а на вопрос «Почему?» был только один ответ «Этого хотели родители, а не я»... Так бывает чаще всего — ребенку не идет на пользу то, что родители хотят не вместе, а ВМЕСТО него...
Когда ребенка принуждают...
Со стороны может показаться несправедливым: родители стараются сделать все для своих детей, но те равнодушны к любым призывам взрослых, бунтуют, конфликтуют, пускаются во все тяжкие. Но только тот, кто не привык «зрить в корень», может назвать в такой ситуации детей неблагодарными. Конечно, случаи бывают разные. Но, если психология родителей такова, что они хотят для своих детей гораздо больше, чем сами дети хотят для себя, то меняться нужно не ребенку, а маме с папой. Ведь если у ребенка недостаточно сил для сопротивления, он покорно выучится в физико-математическом лицее, как хотела мама, и поступит в инженерный вуз, как мечтал папа, но в дальнейшем ни счастья в личной жизни, ни успеха в карьере он не добьется. Потому что он-то хотел с самого раннего детства быть, ну скажем, орнитологом. Или — танцором. Или — журналистом. И про такого ребенка непременно скажут: «Надо же, у таких (активных, успешных, талантливых и т.д.) родителей такой никчемушный ребенок».
Но по большей части дети начинают упорствовать, пытаться «отвоевывать» право на собственные решения. В основном это происходит в подростковом возрасте. И получается так, что своими стараниями (а вернее, ошибками в воспитании детей) родители провоцируют ребенка на то, чтобы он делал все в пику, назло, пусть неправильно, но лишь бы по-своему. Хорошей иллюстрацией такого сопротивления могут послужить слова одной девочки-подростка: «Мне несложно убираться по дому, но тогда предки решат, что они меня победили»...
Когда родители принуждают...
Родители, желающие что-то вместо своего ребенка и не учитывающие при этом интересы самого ребенка, отнюдь не монстры и не эгоисты. Допустив ошибку в воспитании ребенка, они сами становятся несчастными жертвами своего метода. Во-первых, потому что желаемого не получают (исключения очень редки, общеизвестно только одно — Паганини, ставший гением скрипки вопреки тому, что отец принуждал его заниматься музыкой). Во-вторых, потому что мира в семье, где воспитание ребенка основано на принуждении, не бывает. Там царят постоянные конфликты и недовольства. И, в-третьих, не давая ребенку жить своей жизнью, и сами родители не живут так, как хотят, поскольку все их время уходит на воспитание ребенка. Так, у них не хватает времени сходить в гости к друзьям — надо учить с ребенком уроки, у них нет возможности в выходные съездить на природу — надо следить, чтобы ребенок не пропустил занятия в кружке, у них нет денег на отдых — весь бюджет «съедают» репетиторы и покупки подарков для преподавателей и т. д.
Перестать плыть против течения...
Принуждение — это опасная ошибка в воспитании ребенка. Ведь желать чего-то вместо ребенка — все равно, что плыть против течения: силы быстро закончатся, а расстояние до желаемого пункта назначения не сократится ни на сантиметр. В воспитании ребенка родители часто руководствуются принципом: «Нам лучше знать, что ему хорошо!» Но этот постулат приводит к плачевным результатам. Потому что любой человек добивается успеха только в той области, которая ему интересна. Интересы ребенка — это то, к чему нужно отнестись с вниманием и уважением. Это та почва, на которой можно взрастить удачи и успех. А, может быть, и найти компромисс между желаниями родителей и детей.
Например, ребенок хочет рисовать, а мама мечтает, чтобы ее чадо интересовалось биологией. Мы уже установили, что принцип принуждения ни к чему хорошему не приведет. Но известно, что в изучении биологии используется много наглядных пособий, иллюстраций, то есть того, с помощью чего ребенка, увлекающегося рисованием, можно привлечь, заинтересовать. И таких компромиссов можно найти великое множество. И не нужно пугаться, если интересы ребенка не совпадают с родительскими — наоборот, поддержка и понимание приведут не только к благодарности и миру в семье, но и к тому, что ребенок вырастет уверенным в себе, успешным человеком.
А, главное, помните: в золотой клетке мало кому нравится жить. Можно сказать и по-другому, словами мудрой поговорки: можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить...
|