Трудности в воспитании ребенка, как их преодолеть
«Ах, какая мука — воспитывать!»
Эти слова произносит незабвенная «домомучительница» Фрекен Бок в известной всем нам с детства книге «Малыш и Карлсон». Если говорить серьезно, то она была права. Что такое «правильное воспитание»? И всех ли родителей (независимо от их возраста и образования) можно автоматически считать хорошими воспитателями лишь на том основании, что они априори «хотят добра своему ребенку»?
Увы, далеко не все из них, знают, как этого достичь на практике. Во-первых, потому что воспитательная наука — процесс субъективный: что одним кажется верным, другие считают полной чепухой. Кто-то придерживается тех норм воспитания, которые были в его собственной семье, считая, что лучше ничего и быть не может. А кто-то наоборот: напрочь отрицая все традиции, предпочитает им современные педагогические веяния. Как правило, западные. (К примеру, если еще 20 лет молодые мамочки чуть не молились на книжку Б.Спока «О воспитании детей», то сегодня они выбирают уже П.Друкерман и ее толстый опус «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа»).
Во-вторых, потому что воспитывать — это сам по себе тяжелый труд, требующий от воспитателя постоянного самосовершенствования и огромного терпения. (На что, согласитесь, у многих родителей попросту нет времени и сил из-за добывания «хлеба насущного», отчего эту функцию перекладывают на бабушек-дедушек, детский сад, школу или частную няню). И где же правда? Видимо, как всегда, где-то посередине. Ибо категоричность в любом ее проявлении — первый враг воспитательного процесса во все времена.
Поведение ребенка с родителями: основные стереотипы
По тому, как современные дети ведут себя «на людях» (в общественных местах, в гостях, во время путешествий и т.д.), их можно условно разделить на три категории:
1. «Любимец публики»Это — ребенок, «залюбленный до крайности». Он не знает слова «нет» и «нельзя». Ему все можно, на него в семье не принято сердиться, «ведь это еще ребенок!» Он это знает и прекрасно пользуется: капризничает «на пустом месте», перебивает взрослых, не дает им заниматься своими делами и т.д. Всем своим видом он все время демонстрирует ровесникам, что в этой «стае» он — главный.
Если вы узнали себя в родителях такого ребенка, вашим девизом должно стать: «Любить — не значит потакать во всем!»
2. «Затравленный зверек»Это — ребенок, «забитый и затюканный». Если не буквально, то морально уж точно. Он не может сделать ни одного самостоятельного шага. Беспрекословно подчиняется приказам и никогда не высказывает своего мнения. Он боится родителей (их гнева или просто недовольства) больше, чем любых других житейских неприятностей. (Из серии: лучше я потерплю, когда болит разбитая коленка, но не признаюсь маме, что залез на горку и упал).
Если вы узнали себя в родителях такого ребенка, вашим девизом должно стать: «Любить — не значит контролировать всегда!»
3. «Мой лучший друг»Это — «ребенок как ребенок». Он знает, что можно, а что нельзя делать для своего возраста. Но не потому, что ему просто об этом сказали, а потому, что объяснили, ПОЧЕМУ, собственно. Он привык рассказывать родителям обо всем, так как знает: что бы 6ни случилось, ему помогут, защитят и поймут. Ведь друзья должны помогать друг другу в беде, верно?
Если вы узнали себя в родителях такого ребенка, вашим девизом должно стать: «Так держать!»
Итак, подведем итоги. Если сегодня вам приходится краснеть за свое чадо на родительском собрании в школе, не спешите списывать все на «ужасное время» вокруг или его «трудный возраст». Просто вспомните: не вы ли сами упустили что-то важное в более раннем возрасте?.. Поведение ребенка с родителями — это своего рода зеркало, в котором отражено поведение родителей с ребенком...
|