Сверстники травят: огрызаться, молчать или парировать?
Когда ребенка травят сверстники, первое, что приходит папам на ум — научить его драться с обидчиками. Да, уметь постоять за себя в драке — хорошо. Однако давать «в лоб» за каждую насмешку не станешь, тем более что чаще всего и в школе, и во дворе «прикалываться» над кем-то одним начинают обычно целой толпой. Поэтому, конечно, отдать ребенка в спортивную секцию лишним никогда не будет, и показать ему парочку приемов самообороны тоже необходимо, но не менее важно научить, как не полезть за словом в карман и суметь словесную атаку обернуть против самого «нападающего». Умение быть находчивым пригодится всегда — и в школе, и в институте, и во взрослой жизни. А чувство юмора помогает избежать стрессов, сохранить нервы и здоровье.
Я вас не понимаю
Один из способов стать остроумным — намеренно не понимать собеседника. Так, когда группу Битлс, вернувшуюся в Англию из турне по США, журналисты спросили: «Как вы нашли Америку?», они ответили: «Сначала добрались до Гренландии, а потом повернули налево». В нашем языке почти нет слов, которые бы имели только одно значение. Намеренно искажая смысл сказанного, можно поставить человека в тупик. Рассказывая ребенку об этом приеме, чтобы расширить его кругозор, можно вместе с ним перечислять разные значения одних и тех же слов. Например, пасовать — это и трусить, и давать пас на ворота; барабан есть у револьвера и стиральной машины и еще это ударный музыкальный инструмент; бывает радиоволна, морская волна и волна сообщений; бить можно кого-либо, бить в такт, по воротам и т. д.
Придавая словам намеренно другой смысл, можно получить такой результат:
— Я не слишком быстро говорю? Ты за мной успеваешь?
— Куда?
или
— Вы стоите не на том месте.
— А что, было бы лучше, если бы я лежал?
или
— Можешь ли ты подстроиться под телевизор?
— Я не умею ходить строем.
Напрямую
Очень часто, желая обидеть человека или показать ему, что он хуже других, обидчик говорит не напрямую, а завуалированно, что мешает ответить ему достойно — ответить на выпад не представляется возможным, потому что открытого выпада, собственно, и не было. Против таких скрытых шпилек существует отличный метод — высказать четко и ясно то, что не решился прямым текстом сказать ябеда, причем смысл сказанного можно нарочно преувеличить. В большинстве случаев нападавшего настолько пугает высказанная напрямую его же мысль, что он начинает защищать того, кого только что хотел обвинить.
Например,
— Твоя прическа довольна необычна.
— Ты хочешь сказать, что моя прическа ужасна и у меня нет вкуса?
или
— В принципе, это очень простая система.
— Ты хочешь сказать, что я недалекий человек?
Раскрывая ребенку секреты находчивости в разговоре, нужно увеличивать его словарный запас, применять все известные словесные игры, просить ребенка по вечерам читать книги вслух и громко, обсуждать прочитанное, записывать и запоминать понравившиеся выражения, тренироваться в замене одних слов другими (например, говорить ребенку предложение и просить его сказать тоже самое, но другими словами). Все это поможет ребенку научиться говорить четко и метко. Возможно это, конечно, лишь в том случае, когда родители уделяют достаточно внимания своему ребенку и стараются помогать ему решать его проблемы, а не отмахиваются от него словами: «Ты что сам не умеешь постоять за себя? Как же ты будешь во взрослой жизни решать свои проблемы? Тренируйся сейчас...»
|