Родители против учителей — война миров?
Какие могут возникнуть проблемы при решении такого конфликта, правила и рекомендации в общении с учителем вашего ребенка.
Иногда случается, что учитель или несправедлив к ребенку, или нерационально строит процесс обучения. Что делать при конфликте родителям, чтобы ребенку не пришлось менять школу?
Одной из серьезных проблем в решении конфликта родителей и учителя зачастую является необъективное знание родителем конфликта с учителем и ее причин, так как первичную информацию он получает от ребенка, который, конечно же, опирается на свое восприятие и демонстрирует свои чувства и эмоции. Ребенок может рассказать родителю, что учитель злой, постоянно ругает его, даже унижает, и родитель, идя на разборки в школу, уже составил свое представление о злом учителе, который третирует его несчастное чадо. Между тем ситуация может быть совершенно противоположной — ребенок провоцирует учителя на проявление сильных эмоций, наказаний, замечания. Истину конфликта с учителем можно узнать только в том случае, если отбросить собственные эмоции и прежде чем «махать шашкой», получить мнения всех сторон, привлекая для этого и третьих наблюдателей — других детей, учителей, других родителей. Поэтому первое правило мирного разрешения возникших противоречий — отсутствие преждевременных суждений. Прежде чем «вынести приговор» учителю, директору, школе, — убедитесь в том, что он объективен и справедлив.
Второй вариант решения конфликта между учителем и родителем — не пытаться доказать свою правоту и то, как хорошо, в отличие от учителя, вы разбираетесь в вопросах педагогики и психологии, а действительно искать выход из сложившейся ситуации. Увы, часто реального выхода из конфликта никто не ищет. Участники лишь демонстрируют друг другу весь спектр эмоций — раздражение, недовольство, гнев и агрессию от бессилия, каждый жестко отстаивает именно свою позицию, не пытаясь хотя бы понять позицию другого. Признайтесь себе, чего вы на самом деле хотите — доказать всем, что вы хороший родитель, раз так боретесь за свою точку зрения? Если это так, то попробуйте сказать себе, что для вас не важны эгоистичные эмоции, связанные с портретом хорошего родителя, который за своего ребенка «горой» и вы на самом деле хотите найти выход и решение конфликта с учителем. При этом вы должны понимать, что вполне может случиться так, что найденные варианты решения конфликтов не будут удовлетворять ваши амбиции и мечты, связанные с будущим ребенка. Ведь бывают ситуации, при которых конфликт с учителем возникает из-за родительского желания сделать из ребенка «гения», и то, что для этого нет объективных предпосылок, то есть у ребенка попросту нет задатков и способностей к чему-то, родители игнорируют. Вот почему в первую очередь важно понять, что же именно вас не устраивает в школьном учителе вашего сына или дочери. Возможно, своим поведением и отношением он показывает вам то, чего вы сами категорически не хотите замечать. Если это так, то придется признать неизбежное и, как знать, может, ваше чадо имеет способности в какой-то другой сфере и именно их, по мнению учителя, стоит развивать. Просто поймите, что вы живете свою жизнь, а ребенок — свою, и он вовсе не обязан быть вашим продолжением и реализовывать ваши желания и мечты.
Бывает и так, что конфликт родителей и учителя, возникает из противоположной ситуации — учитель не игнорирует, а наоборот, слишком придирается к ребенку и все время требует от него большего. Парадоксально, но иногда учитель своими завышенными требованиями выражает заинтересованность в том, чтобы ребенок хорошо разбирался в данном предмете, так как видит и понимает его способности. Он действует по принципу — кому дано больше, с того и спрос велик. Если такой педагогический прием доставляет вашему ребенку психологический дискомфорт, стоит поговорить с учителем, выяснить причины завышенных требований, согласиться, что такие методы часто работают и помогают достичь высоких результатов, но добавить, что, увы, с вашим ребенком это не будет действовать, а заодно рассказать, как лично вы мотивируете свое чадо на достижение результатов в каких-либо действиях.
Еще одно важное правило — идя в школу на разговор с учителем, не стоит думать, что вы собираетесь на войну. Иначе ваш негативный настрой заранее определит ситуацию не как процесс общения и совместного решения возникших разногласий, а как битву, где только один победитель. На самом деле в такой битве будут только проигравшие — и в первую очередь, им станет ваш ребенок, который надолго сохранит собственное негативное впечатление и об учителе, о себе самом и, возможно, о вас. Поэтому настройтесь на мирное общение и искреннее желание помочь и учителю, и ребенку найти общий язык, а не на битву титанов.
Как видите — основное правило и рекомендация — не спешить с выводами, научиться слушать и слышать друг друга и развить широту взглядов, а также попридержать собственные эмоции. И хотя любой родитель знает, что если дело касается его ребенка, то с эмоциями бывает сложно сладить, тем не менее, помня о пользе такого подхода для всех участников конфликта «родитель — учитель», а их больше чем двое, все-таки стоит этому поучиться.
|