Ребенок не говорит — как ему помочь?

Автор статьи
Алена Парецкая, Врач-педиатр, консультант по грудному вскармливанию, питанию детей Общий врачебный стаж – 15 лет. В 2004 году окончила Волгоградский государственный медицинский Институт по специальности педиатрия. В 2005 году закончила интернатуру по специальности педиатрия на базе ВолГМУ. С 2005 по 2009 гг - работала в ВолГМУ как ассистент кафедры патологической физиологии. С 2005 по 2009 гг – аспирантура по специальности «патофизиология», написание кандидатской диссертации. С 2009 г – автор и редактор научных журналов и популярных изданий по материнству, детству и здоровью.
К сожалению, стрессы современной жизни, с ее изматывающим графиком «24/7» не могут не сказаться на нормальном развитии наших детей: в норме развитие речи у ребенка происходит постепенно и самостоятельно, но так случается далеко не всегда. Многим детям необходимы специальные методики развития как устной, так и письменной речи.

Как все происходит в норме:

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов. Первый предречевой период первого года жизни характеризуется подготовкой дыхательной системы к реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3 до 6 месяцев.

Второй период — образование речевых звуков в возрасте 6 месяцев и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слогов и их автоматизация; к годику малыш уже способен произнести первые 5-10 слов. На втором году его словарный запас обогащается, он учится строить предложения по простейшим шаблонам: «кукла упала», «мама пришла» и т.д.

Третий период — третий год жизни: обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; образование и автоматизация многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.

Четвертый период — четвертый год жизни. В этот период ребенок знает 1000 и больше слов; речевые цепи удлиняются и усложняются, связываясь в довольно длинные фразы. Начинается использование придаточных предложений.

Пятый период — пятый год жизни. Дальнейшее обогащение словарного фонда, регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.

До определенного возраста число слов, значение которых ребенок понимает, но не произносит, значительно превосходит число единиц «активного словаря». И у некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2-х лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться со взрослыми с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня уже все говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до 2-х лет, в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.

На что обратить внимание — причины замедления развития речевого аппарата

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикуляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции — ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) — недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза — способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость-мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения.

Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи — ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости.

Недостаточное развитие смысловой догадки — ребенок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.

Недостаточное развитие лексики — бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

Таким образом, число нарушений развития речи у ребенка отличается большим разнообразием, поэтому к каждому случаю надо подходить индивидуально. Количество методик для коррекции тех или иных нарушений огромно, они подбираются специалистом.

Что делать, если ребенок не говорит

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка. На первом этапе таким центром является предмет. Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение («дай-дай-дай») и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации выступает именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и «видит» нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести требуемое слово.

Сегодня количество детей, «активно молчащих» и в 3 года, очень велико. Их действительно больше, чем в 70-е и 80-е годы прошлого века. Виноваты ли в этом стрессы, темп жизни, переизбыток информации, дефицит общения с родителями, бабушками, дедушками — специалисты пока не пришли к единой точке зрения. Как бы там ни было, для эффективной коммуникации, общения, обучения и успеха в жизни человек должен общаться. Поэтому так важно адекватно оценивать уровень речевого развития ребенка, и вовремя (грамотно, при помощи специалистов!) начать его корректировать.

Автор статьи
04.01.2023
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии