Раздельное обучение мальчиков и девочек, в чем смысл?
Что такое раздельное обучение мальчиков и девочек, почему оно возникло, для чего нужно к нему возвращаться. И какие преимущества оно может дать современному ребенку.
До революции во всех средних учебных заведениях обучение мальчиков и девочек было раздельным. «Смешанное» обучение разрешалось только для «простонародных» двухклассных церковно-приходских школ. Сегодня во многих учебных заведениях стараются возродить традицию раздельного обучения мальчиков и девочек. Давайте рассмотрим некоторые специфические аспекты, присущие развитию обоих полов, и постараемся узнать: есть ли смысл в раздельном обучении.
Все мы заем, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Начнем с того, что девочки и умственно, и особенно физически, развиваются раньше мальчиков. Они раньше взрослеют и быстрее приспосабливаются к взрослой жизни. В биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, и зачастую в начальной школе учатся хуже девочек.
Девочки более усидчивы, простой пример — перемена: девочки могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное. В современных средних школах при совместном обучении мальчики зачастую развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как при раздельном обучении они получают типично мужские качества, мужские черты: воля, смелость, решительность, умение отвечать за свои поступки. Среди сторонников раздельного обучения — врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент — мальчики и девочки развиваются по-разному: у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Кроме того, раздельное обучение мальчиков и девочек относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой — избежать переутомления.
Противники раздельного обучения
Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение мальчиков и девочек имеет немало противников. Их главный аргумент состоит в том, что разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не стоит забывать и о том, что дети, обучающиеся в гендерных классах, видят жизнь очень однобоко. Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже, в общем, не выдерживает критики. В современном мире сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни. Совсем оградить своего ребенка не получится даже при очень большом желании.
Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками — как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку. В конечном итоге, решать, где учиться ребенку, должны родители — это их прерогатива. Хотя, если вдуматься, то, к примеру, мальчика уместно было бы отдать в школу, где есть раздельное обучение. При условии, что родителям небезразлично, каким он станет в будущем. Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признают необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого, говорят они, нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет. Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам — для повышения качества преподавания.
|