Психология игры и воспитание девочек
Среди множества психологических исследований учеными был проведен и цикл экспериментов по психологии детской игры: одним добровольцам было предложено позаниматься с шестимесячным мальчиком, другим — с шестимесячной девочкой. Наблюдения в ходе эксперимента показали, что малышу предлагали играть в машинки, малышке — в куклы. Свой выбор испытуемые объясняли тем, что мальчику не интересны куклы, а девочке — машинки, и были уверены, что уже в этом возрасте малыш понимает разницу между игрушками для девочек и для мальчиков, предпочитая игрушку «своего пола». Между тем, в эксперименте участвовал только один ребенок, но в одном случае его представляли девочкой, в другом — мальчиком... Значит, то, во что играют дети, в большей степени зависит от стереотипов взрослых? Рассмотрим игры, интересные для девочек.
Игры, интересные для девочек со стереотипами
Кукла Маша?
У каждой девочки, естественно, есть кукла. И не одна. Но только вначале ребенку неважно, какую игрушку он катает в игрушечной коляске по двору около дома. Дальше все меняется. При этом «бразды правления» переходят от родителей к... телевизору. Психология детской игры становится такой: дети не реже, чем взрослые, становятся «жертвами рекламы». В итоге рекламируемые по телевизору игрушки для девочек становятся самыми желанными и нужными для ребенка. Например, в кукол, которых можно кормить, пеленать, убаюкивать, с интересом играют и девочки младшей школы, не говоря уже о дошколятах (так что верить мифу о том, что современные девочки в игрушки не играют — не стоит). Кроме того, если девочка является страстной поклонницей какого-нибудь мультсериала, в качестве своих игрушек она хочет видеть персонажей этого мультика (кукол в виде фей Винкс, девочек-незабудок, а ля Фифи и т.д.).
Рукоделие
Вырастая из конструкторов лего, мальчики «переходят» на другие игрушки: модели яхт и самолетов, наборы «сделай сам» и прочие усложненные конструкторы. Игры, интересные для девочек, имеют другую структуру развития, освоив мозаику, девочки переходят на новый этап создания прекрасного — начинают осваивать рукоделие. Не в смысле кройки и шитья, конечно. Ведь рукоделие для девочек — это в первую очередь игра, а не мастерство. И, кроме того, возможность фантазировать, творить и развивать в себе чувство прекрасного, учиться терпению, аккуратности и осознавать себя творцом. Помогают в этом бисероплетение, термоаппликации из бусин, наборы для лепки из застывающего пластилина, создание мягких игрушек своими руками, роспись витражей и т.д. Девочкам более старшего возраста могут понравиться наборы для вышивки (полностью укомплектованные всеми необходимыми заготовками), для росписи по холсту, для создания и раскрашивания магнитов. Не стоит забывать и про разного вида аппликации: из цветного песка, опилок, самоклеящейся бумаги, мягких шариков (наподобие деталей от мягких игрушек) и других ярких красочных материалов.
Макияж
Путь к первому макияжу у девочек примерно такой: сначала они «наводят красоту» своим первым большим куклам — подводят тени фломастерами, вместо помады для кукольных губ используют краски; дальше начинается дружба с куклами-красотками Барби. Их, в отличие от пупсов (для которых девочки были мамами), они воспринимают как подружек, красивых сверстниц, которым хочется подражать. И чтобы не пострадала мамина косметика, 4-5-летним девочкам лучше купить отдельную косметику — специально для девочек. И хотя пока это тоже всего лишь игра, основы использования косметики девочкам уже можно (и даже нужно) постепенно раскрывать.
Психология игры напрямую связана с воспитанием ребенка. И если взгляды родителей либеральны, то они сочтут полезным купить своей дочке не только мозаику с цветочками, но и конструктор для развития образного мышления и логики. И хотя бы одну машинку купят. И кегли. И настольный волейбол. Такой уход от стереотипов и для ребенка, и для взрослых бывает очень полезен...
|