Подросток из страны Нехочухии
Если очень хочется, чтобы увлечения у ребенка не просто были, но не раздражали взрослых, а соответствовали их ожиданиям, нужно идти в одном направлении с ребенком, а не тянуть его в другую сторону.
В
Гиперопека
Представьте малыша, который учится кататься на двухколесном велосипеде. Взрослый держит его сзади за сиденье и все время бежит рядом, помогая удерживать равновесие. И вот в один прекрасный момент у ребенка начинает получаться, но только взрослый не отпускает сиденье и продолжает бежать рядом. День, второй, третий. Такое катание очень быстро надоест. То же самое происходит с любым другим занятием, которым начинает увлекаться ребенок. Любые увлечения детей можно свести к ненависти и отторжению, если в определенный момент не дать свободу. Задушив увлечения ребенка гиперопекой, можно потом сколь угодно удивляться: а раньше-то как ему нравилось этим заниматься, а теперь не заставишь...
Самооценка
Интересы детей и подростков не должны отрицательно влиять на их самооценку. Ребенок может увлечься каким-то делом и при этом лучше взрослого понимать, что что-то у него не получается, но постоянные замечания и критика приведут к тому, что подросток все бросит, заявив: «Тогда вообще ничего не буду делать!» Родители в таких случаях пеняют на трудное развитие подростков и оправдываются фразами: «Ну и что? Кроме нас ему никто правды не скажет!» Только сказать можно по-разному. Если другу при совместном деле говорить: «Ты не то взял!», «Ты не так собрал!», «У тебя руки не оттуда растут!», друзей у такого критикана, скорее всего, в итоге не будет. Поэтому между собой взрослые общаются тактично. А вот в адрес детей почему-то позволяют себе обидную критику, а не разговор на равных. И это не в меньшей степени ведет от увлечений подростков к их наносному нигилизму.
Свобода
Любой человек стремится к свободе. Ребенок, чувствующий, что его сильно ограничивают, стремится к свободе вдвойне. И чаще всего это стремление выражается бунтом. Так, детям редко нравится самим выполнять уроки. И родители командуют: садись за уроки, а то не получишь то-то и то-то. В итоге ребенок выполняет уроки наспех и без желания, а потом и вовсе идет в отказ. И проблемы начинают нарастать как снежный ком, ведь невыученные уроки, это неприятности в школе, плохие оценки, ссоры в семье, ремень, заниженная самооценка и, как общий результат, — ребенок ничего не хочет. А чтобы этого избежать, бывает достаточно дать ребенку свободу — разрешить ему самому выбирать время, когда делать уроки, но с небольшим условием, что уроки должны быть выучены не позднее
Внимание
Если очень хочется, чтобы увлечения у ребенка не просто были, но не раздражали взрослых, а соответствовали их ожиданиям, нужно идти в одном направлении с ребенком, а не тянуть его в другую сторону. Например, родителей часто выводит из себя то, что ребенок ничего не хочет, кроме как играть в компьютерные игры. Силой эту ситуацию исправить практически невозможно. Но можно сыграть на интересе ребенка к компьютеру и компьютерным играм, обратиться к нему с просьбой разобраться в какой-нибудь программе, в принципе действия компьютера, признавшись, что ребенок, конечно, в компьютере разбирается больше. С каждой просьбой можно задавать все более «каверзные» вопросы, ответить на которые возможно будет, только если начинать изучать технические дисциплины и т.п. Либо можно попросить подростка помочь найти какую-нибудь информацию в поисковике. Потом ее уточнить. Потом еще и еще. С таким подходом результат может быть впечатляющим — ребенок отойдет от компьютерных игр и начнет изучать то, что ему незаметно «навязали» взрослые. Нигилизм как рукой снимет.
Запретные темы
Как правило, развитие подростков не обходится без интереса к сексу, курению, странной моде и т. д. Эти увлечения подростков приводят родителей то в смущение, то в негодование, и тогда многие интересы подростков переходят в категорию запретов. Однако все эти подростковые увлечения не стоит воспринимать иначе, как ветрянку: переболевают ей практически все, но чем раньше, тем безболезненнее. Поэтому если ребенку что-то интересно, не нужно превращать это в запрет: интересно ему узнать о сексе, значит, нужно рассказать, книжку купить, но не делать из этого тайну. И не орать белугой, увидев открывшийся в домашнем компьютере ХХХ-сайт: «ААААА, вот ты чем занимаешься вместо уроков?!!!!!..» Страшного ничего в этом нет, поверьте. А любые запреты: «Тебе еще рано знать!», «Мал еще!» приведут к тому, что ребенок перекроет для себя такой канал информации, как «семья», будет пугать маму и папу кажущимся всеотрицанием, ничегонехотением, а представление о картине мира будет формировать, черпая знания в нежелательных источниках: подворотне, пустой болтовне с такими же «информированными» приятелями на переменках, компьютерных чатах. Зачем это вам?.. Уважайте вашего взрослого ребенка (да и маленького уважайте тоже !), исходите из его интересов, при необходимости — прищемите себе язык дверью, когда он рвется сказать какую-нибудь непростительную резкость, — и дружите.
Ведь только с друзьями делятся переживаниями, мыслями и желаниями!
|