Педагогическая поддержка ребенка

Автор статьи
Туровская Наталья Юрьевна, Журналист, драматург, сценарист. Родилась г.Донецке в семье врачей; в 1996 г. окончила с красным дипломом Константиновское медицинское училище (фельдшерское отделение), сразу по окончании училища начала работать по специальности. В 2003 г. окончила Литературный институт им.Горького (семинар драматургии В.Розова и И.Вишневской), по окончании института работала редактором по связям с общественностью (1 Канал, программа "Здоровье с Еленой Малышевой". С 2013 по 2018 гг.работала главным редактором сайта ПульсПлюс.ру.

Дети, как и взрослые, делают и дарят валентинки, считая их подтверждением дружбы. И если не получают такого же признания в ответ – сильно расстраиваются, начинают считать себя изгоями, с которыми никто не хочет дружить. Стоит ли серьезно относиться к таким переживаниям ребенка? И что включает в себя педагогическая поддержка ребенка?

В последние годы в нашей стране широко распространился обычай обмениваться на 14 февраля валентинками. Причем дарят друг другу открытки/игрушки/сердечки не только влюбленные, но и все, кто хочет в этот день признаться своим друзьям не столько в любви, сколько в дружеском расположении. Дети, даже первоклашки, — большие любители подражать взрослым — тоже делают и дарят валентинки. И если не получают такого же признания в ответ — сильно расстраиваются, начинают считать себя изгоями, с которыми никто не хочет дружить, испытывают проблемы общения. Почему же происходит так, что некоторым одноклассникам дети, действительно, не хотят уделять внимания, дарить те же валентинки? Кто в этом виноват — родители, учитель, сам ребенок? И почему необходима педагогическая поддержка ребенка?

Учитель

педагогическая поддержка ребенка, в школе

Одно психологическое исследование было посвящено тому, как складывается судьба детей, уже в первых классах школы получивших от учителя ярлык «плохой» или «хороший». В ходе эксперимента было выявлено, что «хорошие» ученики в день получали от учителя больше двадцати одобрений («Молодец», «Как всегда, отлично...»), а «плохих» в тот же день «награждали» до тридцати раз упреками и даже оскорблениями. При этом исследователи увидели, что отношение учителя передается и одноклассникам. На переменах во время интересных игр и детского общения «плохих» учеников все отгоняли прочь, говоря: «Уходи! Тебе с нами нельзя! Ты плохой!» Так, с подачи взрослого, ребенок становится изгоем, испытывает сильнейший недостаток внимания и общения со сверстниками. Естественно, не получающий педагогической поддержки ребенок от такого авторитетного для младшеклассника лица, как первый учитель, не получит и валентинку...

Ребенок

Ребенок по натуре своей может быть стеснительным и замкнутым, вследствие чего у него могут быть проблемы в общении. Причем в этом случае детям бывает сложно не только заводить друзей, но и включаться в игры и занятия. Проблемы общения могут испытывать и одаренные дети, дети индиго. Стандарты к таким ребятам вообще сложно применимы, и в условиях рамок и запретов они быстро становятся изгоями. Сверстники, как правило, с настороженностью и недоверием относятся к «странностям» своего одноклассника. Недостаток общения и детской дружбы может опять же проявиться в том, что застенчивые одаренные дети останутся в праздник без валентинки...

Родители

педагогическая поддержка ребенка, родители

Чем чаще родители осуждают ребенка, выражают свое неудовольствие его поступками, поведением и делами, чем больше ребенок получает критики в свой адрес, тем прочнее в его сознании и подсознании укрепляется мысль: «Я — плохой». И, наоборот, чем больше ребенку дают любви, чем чаще его одобряют в семье, тем надежнее в нем вера: «Я — хороший!» Когда ребенок из семьи попадает в мир школы, его самооценка уже практически сформирована. И своим поведением он показывает одноклассникам: «Я — хороший!» или «Я — плохой!». Если у ребенка твердое убеждение, что он плохой, что даже родители его не любят, и от своих сверстников любви он ждать не будет. Да, собственно, и не получит ее ни в виде валентинки на 14 февраля, ни в виде дружеских жестов в любой другой день...

..Когда ребенок, не получив валентинку, расстраивается, не нужно спешить уверять его в том, что это ерунда, возможно, в некоторых вопросах необходима ваша педагогическая поддержка ребенка. Для начала спросите себя: дарите ли вы своему ребенку «валентинки» (в виде слов «я тебя люблю», маленьких подарков, улыбок, одобрений) каждый день? Затем осторожно спросите у ребенка: нравится ли ему школа, что говорит учитель о его успехах, бывает ли, что он ругает за неудачи? И, конечно, присмотритесь: есть ли у ребенка друзья, хватает ли ему общения? Если ответы совсем не такие, как вам бы хотелось, поспешите:

  • чаще одаривать ребенка любовью и всячески поднимать его самооценку,
  • поговорить с учителем в школе и при необходимости объяснить особенности вашего ребенка (например рассеянность, с которой вы активно боретесь) и попросить поддержки, понимания и терпения,
  • предложить ребенку, кроме школы, посещать какой-нибудь кружок, который будет ему интересен, где он скорее сможет найти друзей, потому что общее дело всегда сближает...

Если же проблема кажется вам настолько серьезной, что решить ее самостоятельно не представляется возможным, обратитесь к детскому психологу и решите проблему в первом классе. Это легче, чем решать ее — запущенную и отягощенную — в пятом или девятом...

01.12.2023
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии