Новенький в классе: приказано выжить!
Здесь многое зависит от внимания родителей и от психотипа самого ребенка (кто он — интраверт или экстраверт?). Психологи утверждают, что лучше всех «акклиматизируются» при смене школы дети из многодетных семей, а также дети из семей военных, которым приходится часто переезжать. А вот тяжелее всех приходится как раз детям из благополучных семей, «перелюбленных» (особенно, если это единственный ребенок в семье), поскольку они менее стрессоустойчивы и избалованы вниманием и гиперопекой...
Зарекомендовать себя
Итак, о чем вы должны первым делом поговорить с ребенком, отправляя его в новую школу? О том, как надо вести себя в первый день. (Еще К.Шанель мудро подметила, что первое впечатление нельзя произвести дважды, и, хоть она имела ввиду женщину и ее костюм, это актуально и для ребенка в новом коллективе).
Что бы кто ни говорил, но у нас по-прежнему везде встречают по одежке. Тем более в школе. Поэтому ваш ребенок должен быть одет «в тему». Заранее поинтересуйтесь, есть ли в этой школе дресс-код, и приобретите ему такую же школьную форму. Если там принят свободный стиль в одежде, не поленитесь заглянуть в школу во время перерыва, и приглядитесь, во что одеты будущие одноклассники вашего ребенка, чтобы и его одеть соответственно.
Самый ответственный момент в первый день — это когда учитель представляет нового ученика классу. Психологически очень тяжело с непривычки почувствовать себя римским гладиатором на арене — один под прицелом 30-ти пар незнакомых глаз! Но именно в этот момент ребенка оценивают — что за птица этот новенький? Будущий лидер или «шестерка»? Поэтому ваш ребенок должен вести себя уверенно: говорить громко и четко, глаз не отводить (но и не смотреть на всех свысока) и...улыбаться.
Новенький в классе? Будь Штирлицем!
Вот, прошел первый урок в новом классе и на перемене с новеньким уже знакомятся поближе. Как себя вести? Заговаривать первым или ждать, когда тебя о чем-то спросят? Здесь может быть только один совет: надо вести себя естественно. Дети, как никто другой, чувствуют фальшь и наигранность. Поэтому если ты в прошлой школе не был на первых ролях, не надо здесь пытаться изобразить из себя «крутого». И наоборот: если есть, что сказать, не надо прикидываться «серой мышкой».
А вот любимые всеми ребятами фильмы про разведчиков и шпионов стоит вспомнить. Как вел себя, к примеру, знаменитый Штирлиц среди немцев? Наблюдал, запоминал, анализировал и лишь потом выдавал краткие фразы. Иногда шутил. Возьми это на вооружение! Ведь новенький — это тот же разведчик в тылу потенциального врага: он никого здесь не знает, не посвящен в иерархию отношений у одноклассников (кто лидер, кто изгой, кто «первая красавица» и т.д.). Поэтому не стоит сразу обсуждать кого-то за глаза или сплетничать. А вот шутить и смешно комментировать происходящее (если есть чувство юмора) очень даже рекомендуется!
Наконец, даже если ты в прошлой школе был круглым отличником, не надо в новом классе сразу демонстрировать свое интеллектуальное превосходство: твои знания от тебя никуда не денутся, а вот более слабые ученики могут сразу записать тебя в «ботаники» и «выпендрежники». Гораздо дальновиднее тихонько подсказать пару раз тем, кто не знает урока...
«Против кого дружим?»
Ситуация гораздо упростится, если новенький в классе быстро найдет себе единомышленников. Идеальный вариант — если он просто не единственный «новенький» в этом сезоне. Двум «чужим» проще держаться вместе, поэтому с «товарищем по несчастью» лучше сразу первым пойти на сближение (даже если что-то в нем на первый взгляд и не нравится, потом разберетесь!).
Если же таковых нет, не стоит отчаиваться: все равно можно и нужно найти «товарищей по интересам», чтобы уже вместе с ними «дружить против» кого-то. Это может быть как пристрастие к одному хобби (определенная компьютерная игра? коллекционирование? и т.д.), так и занятие одним видом спорта (футбол, бокс, хоккей и пр.). Как «подпевать лучше хором», так и противостоять агрессивным одноклассникам лучше в компании.
Однако из любых правил есть исключения и, возможно, ваш ребенок — это именно тот случай? Поэтому «7 раз отмерьте и 1 отрежьте», т.е. прежде чем принять решение о переводе ребенка в другую школу, хорошенько взвесьте все плюсы этого дела (к примеру, школа ближе к дому или там есть языковой уклон, или — выше уровень преподавательского состава и т.п.) и минусы. А минус здесь может быть только один, но ОЧЕНЬ серьезный: не нанесет ли такой переход непоправимую психотравму ребенку? И если вы колеблетесь с ответом (ведь кто лучше вас знает вашего ребенка?!), то лучше не рисковать, а оставить все как есть.
|