Не дается математика? Вините гены!
Сегодня много говорится о том, влияют ли гены не только на внешность и здоровье ребенка, но и на его умственные способности, формирование определенных черт характера и склонности к тем или иным видам наук, творческой деятельности и т.д.
Если проследить по семейным династиям, которые примелькались с экранов телевизора, вполне можно подумать о некой наследственности в определенных линиях. Так, есть целые династии певцов, актеров или ученых. Соответственно, фраза, сказанная о поведении или интеллекте определенного человека — «ну а что вы хотите, это же гены!», вполне обоснована и логична. Могут наследоваться как положительные, так и отрицательные качества родителей и более старших предков. Но реализация тех или иных задатков, которые могут передаться потомкам, во многом, конечно, зависит от самого человека, воспитания его родителями и внешнего окружения.
Откуда ноги растут?
Эта тема не нова — дискуссии по поводу влияния генов на умственное развитие и склонности к тем или иным видам деятельности велись еще с середины 19 века. Одним из первых поднял эту тему родственник Ч.Дарвина, его двоюродный брат Ч.Гальтон. Он был биологом и серьезно интересовался работами своего родственника, написав на основе своих исследований научную статью. В ней на основании изучения близнецов, ученый сделал вывод не только о внешнем сходстве, но и сходстве характеров и склонностей к тем или иным наукам, умственного развития. Кроме того, объектами его изучения стали родословные многих великих династий, что позволило сделать выводы о наследовании определенных умственных способностей.
Процесс изучения родословных и метода наблюдения за близнецами не утратил популярности и сегодня, но он был дополнен еще и современными генетическими исследованиями. В наши дни все эти методы в комплексе открывают целые группы генов, которые выявляют склонности к девиантному поведению, агрессии или изменениям половой ориентации. Не остались в стороне и способности к точным или гуманитарным наукам, наличие талантов.
На данный момент уже относительно хорошо выяснены причины для ряда тяжелых умственных патологий, к примеру, детского аутизма. Потери контактов с внешним миром реализуются за счет определенных изменений на половой Х-хромосоме, если это близнецы, у них будут выявляться сходные проблемы общения.
Ребенок плохо учится? Виноват...дядя!
Если говорить об обучении, выявлен тот факт, что до 25-30% школьников имеют сложности в обучении и усвоении современной школьной программы в виду особых расстройств мышления, речи или познания. Типичным примером будет развитие дислексии, нарушение способностей к чтению. При применении «близнецового метода» было выяснено, что у однояйцовых детей примерно в 85% выявляются сходные проблемы в освоении навыков чтения, а если это разнояйцовые дети — у них процент очень невысок. Это доказывает тот факт, влияют ли гены (точнее, их определенные комбинации) на реализацию заданных программ развития и особенности интеллекта, мышления и познания.
Однако стоит заметить, что в способностях к математике, письму или чтению не может задействоваться работа одного гена, эти способности получают свою реализацию через взаимное влияние целой их группы. Поэтому степень выраженности таланта или же отклонения в развитии может иметь индивидуальную окраску. Если же говорить о патологиях с нарушением умственного развития, тут могут быть задействованы или единичные гены, или даже целая хромосома (от этого зависит тяжесть интеллектуальных расстройств).
Героями и трусами рождаются...
Учеными изучались не только способности к определенным наукам, но и особенности психики и поведенческие реакции. Так, выявлены генетические предпосылки для формирования таких черт личности как повышенная тревожность, импульсивность или ведомость, способность соглашаться со всем предложенным. Так, проблемы тревожности связаны с нарушениями структуры гена, который ответственен на передачу особого вещества — серотонина. У людей, имеющих нарушения в данном гене, проявляются такие качества как избыточная тревожность или мнительность, либо патологическая отважность и смелость. Определяется наследственностью и склонность к депрессивным расстройствам, есть целые семьи, которые страдают теми или иными депрессивными расстройствами, имеющими разную степень выраженности. Они связаны с теми же участками генов, что и предыдущие качества. При анализе данных и сопоставлении результатов, а также при попытках лечения депрессии такого типа препаратами, которые влияют на обмен серотонина, результаты оказались очень показательными. Исчезли приступы тревожности и чрезмерная активность и бесстрашие, граничащее с опасностью для жизни.
Выбор профессии тоже предопределен!
Выяснено было и то, что гены регулируют обмен дофамина и связанную с ним работу лимбической системы. Это область, которая отвечает за удовольствия и эмоции, прекрасное самочувствие. Генами кодируется не только синтез дофамина но и строение особых рецепторов к нему, одним из которых считается DRD4. Из-за различной активности генов, меняется чувствительность этого типа рецепторов к дофамину, и если влияние генов подавлено, таким людям нужно большое количество синтезируемого дофамина. Чтобы получить такие порции вещества, дети должны переживать сильные эмоции, они могут быть чрезмерно активными, встревающими во все неприятности и увлекающиеся различными экстремальными видами деятельности от селфи на крыше небоскреба до погружения на дно каньонов. Становясь взрослыми, эти люди выбирают профессии, связанные с риском — военные, каскадеры, гонщики.
Исходя из этого, становится понятно, влияют ли гены на детей и их развитие и обучение. В этом случае пословица «яблоко от яблоньки не далеко падает» абсолютно справедлива. Во многом ваши дети будут похожи на вас (или ваших родственников), когда речь идет о таланте. А хорошо это или плохо, зависит от того, какими способностями вы можете похвастаться. Никакими? Ну что ж, родителей, как Родину, не выбирают...
|