Кризис первоклашки
Кризис семи лет связан с переходом ребенка из дошкольного мира в мир школы. Если ребенок готов к школе – у него достаточно знаний, складываются хорошие отношения в классе, он выдерживает школьные нагрузки – значит, он легко справится с кризисом семи лет. При менее удачном раскладе может измениться поведение ребенка, его психическое состояние, а родители могут столкнуться с нежеланием ребенка ходить в школу и полным недоумением по поводу того, что их ребенка «будто подменили».
Кризис семи лет связан с переходом ребенка из дошкольного мира в мир школы. Если ребенок готов к школе — у него достаточно знаний, складываются хорошие отношения в классе, он выдерживает школьные нагрузки — значит, он легко справится с кризисом семи лет. При менее удачном раскладе может измениться поведение ребенка, его психическое состояние, а родители могут столкнуться с нежеланием ребенка ходить в школу и полным недоумением по поводу того, что их ребенка «будто подменили». Кроме того, неподготовленность ребенка к школьному режиму напрямую отражается на здоровье первоклашки: частые простуды и срывы, обусловленные переутомлением, не заставят себя ждать.
Стремление к знаниям
Семилетний ребенок должен иметь элементарные познания об окружающем мире, знать, что такое время, уметь обобщать, выделять главное, у него должны быть развиты память и речь. Родителям нужно помнить, что семь лет — это одна из важных вех в развитии ребенка, формировании самооценки. Поэтому делать замечания, учить чему-либо нужно корректно (если кризис «накрыл» ребенка с головой, если поучать его, командовать, наказывать, — толку не будет (!!!)), и не забывать поощрять за «правильные» поступки. Делать это нужно искренне, потому что дети хорошо определяют, когда им лгут, и очень не любят, когда их обманывают. К 7 годам человека начинает интересовать не только результат проделанной работы, но и способы ее выполнения. Поэтому малыши, стремящиеся к знаниям, легко адаптируются к школе. Однако когда интереса к знаниям у малыша еще нет, получается примерно так:
Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
— Врете, ни одного...
— Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
— Два.
— Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился — так здорово подумал.
— Два...
— Почему?
— Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
— У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка.
(А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Эмоциональная подготовка
Чтобы привыкнуть к школе и успешно заниматься, ребенок должен быть готов и эмоционально. Он должен уметь владеть собой, быть усидчивым. Важную роль играет и умение налаживать контакт со сверстниками, коммуникабельность ребенка. Родителям нужно объяснить детям (на книжных примерах, историях из жизни), когда необходимо уступать, а когда защищаться, когда важно подчиниться общим правилам, а когда нужно отстаивать свое мнение. Без багажа таких знаний, без нравственных и эмоциональных ориентиров малыш быстро потеряется, не сможет адаптироваться, и это скажется на его поведении, успеваемости, здоровье.
Проверка на школу
Психологи, работающие при детских садах и центрах развития, заранее — за
Признаки и последствия кризиса
О том, что кризис начался, родители поймут по повышенной утомляемости ребенка, раздражительности, вспышкам гнева, замкнутости или, наоборот, агрессивности, плохой успеваемости, низкой самооценке, желанием угодить учителям, заискиванием перед взрослыми. Если не пытаться помочь ребенку, то первые симптомы кризиса перерастут в глобальное нежелание учиться, постоянные плохие оценки, проблемы в общении со сверстниками. Как итог, все это приведет к неврозу.
Помощь родителей
Чтобы, отдавая примерного первоклашку в школу, не получить через пару недель неуправляемого хулигана, родителям нужно заранее принять меры по преодолению «семилетнего кризиса»:
- Внимание, любовь, доброжелательность и открытость в семье — залог преодоления кризиса любого возраста.
- Уровень школьной зрелости лучше всего проверить у ребенка заранее. Если в детском саду, куда ходит малыш, психолога нет, можно обратиться в ближайший центр развития.
- Не нужно растить «овощ», ребенок должен развиваться, получать новые знания из сказок, стихов, бесед, развивающих игр, и для всего этого родителям нужно находить время.
- Если ребенок до школы не будет посещать детский сад, нужно найти другие способы общения со сверстниками: детские площадки, центры развития, кружки и секции; при этом общение с ровесниками нужно поощрять, а в случае возникновения конфликтов учить ребенка спокойно разрешать проблему, постараться выходить из ситуации достойно, не оставаясь врагами и не ссорясь.
- Нужно учить ребенка управлять своими эмоциями, рассказывать об этом, играть в специальные игры.
- Школа не должна стать для вчерашнего дошколенка неожиданностью, о ней нужно рассказывать, не утаивать информацию и не пытаться объяснить школьные реалии словами «ну, это почти как детский сад». Школа — совсем не детский сад, а начало нового этапа жизни ребенка.
|